Светлана Бакулина
Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания у ребенка с заиканием»
▼ Скачать +Заказ
Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
У детей с заиканием в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Их речь порой неожиданно прерывается, и в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающийся ребенок вообще говорит на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха» - речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится «задавленной», так как используется только остаточный воздух. Поэтому при устранении заикания возникает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание. Цель тренировки правильного речевого дыхания - выработка длительного плавного выдоха (а не умение вдохнуть побольше воздуха).
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речевого дыхания у ребенка с заиканием“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
Физиологическое дыхание существенно отличается от речевого : оно непроизвольно; вдох и выдох осуществляются через нос; после выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова.
Установлено, что наиболее правильным (удобным) для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных ребер. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. При речи вдох делается и носом, и ртом. В самом начале высказывания говорящий еще может вдохнуть носом. При длительном высказывании он делает доборы воздуха только через рот, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох - длительный, плавный. Очень важно приучить ребенка с заиканием не задерживать дыхание, а сразу же после речевого вдоха начинать говорить на длительном плавном выдохе, чтобы избежать «утечки воздуха». Паузу в 2 секунды необходимо выдерживать перед следующим вдохом.
Упражнения и игры по подготовке к развитию грудобрюшного (диафрагмального) типа дыхания,
используемые на первом этапе работы
1. Качели
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.
Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох. Вдох и выдох производим через нос».
В соответствии с инструкцией педагога ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы. Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом. Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимой логопедом:
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох,
То вниз (выдох)
Плывет по мне.
Или
Качели вверх (вдох,
Качели вниз (выдох,
Крепче ты, дружок, держись.
2. Бегемотик - 1
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы, т. е. работа диафрагмы воспринимается им не только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью).
Инструкция: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». Упражнение сопровождается рифмовкой:
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
3. Бегемотик - 2
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы. Работа диафрагмы продолжает контролироваться зрительно и тактильно.
Инструкция: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». Упражнение сопровождается рифмовкой
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
4. Зеркало
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы. Упражнение выполняется перед большим зеркалом.
Инструкция: «Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движется, если ты дышишь правильно».
5. Ныряльщики за жемчугом
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.
Инструкция: «На морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание».
Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
6. Дыхание
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.
Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений. Ребенок находится в положении сидя.
Инструкция: «Вдыхай через нос и выдыхай через нос. Вдох делай после каждой строчки». Упражнение сопровождается рифмовкой:
Носиком дышу свободно,
Тише - громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
Игры и упражнения на развитие грудобрюшного
(диафрагмального) типа дыхания,
используемые на втором этапе работы
.1 Развитие «быстрых вдохов» с использованием элементов дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
1. Собачки (базовое упражнение)
Цель: обучение детей выполнению двойных «быстрых вдохов» через нос в положении стоя.
Ребенок стоит перед логопедом, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем по два раза: «нюх-нюх» и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать воздух».
Педагог демонстрирует вдохи, при которых слышен шум воздуха и видно, как ноздри сближаются с носовой перегородкой. Упражнение выполняется педагогом вместе с детьми, а затем дети выполняют «быстрые вдохи» перед зеркалом. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы вдохи не сопровождались движениями плеч, а выдох был произвольным, не задерживался.
2. Мышки
Цель: обучение детей выполнению двойных «быстрых вдохов» через нос в положении стоя. Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Инструкция: «По моему сигналу - быстрому движению руки вверх - выполняем «быстрые вдохи». Если кто-то из детей не может понять, когда надо делать «быстрые вдохи», то логопед сопровождает движения руки словами «нюх-нюх».
Упражнение сопровождается рифмовкой:
Мышки водят хоровод,
На диване дремлет кот.
И мышиный хоровод
Вдруг увидел серый кот
(два коротких «быстрых вдоха» по сигналу логопеда).
«Кот понюхал нас! Ура!
Разбегайся детвора!»
Или За стеклянными дверями
Стоит мишка с пирогами.
Здравствуй, Мишенъка - дружок,
Дай понюхать пирожок
(два коротких «быстрых вдоха» по сигналу логопеда).
3. Поиски зайчика
Цель: обучение детей выполнению двойных «быстрых вдохов» через нос в положении стоя, а также в сочетании с движениями головы.
Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Все помнят, как собачки нюхают воздух? Сейчас собачки будут нюхать воздух, чтобы найти спрятавшегося зайчика. Сначала понюхаем воздух справа. (Педагог поворачивает голову направо, делает пару «быстрых вдохов».) Отдыхаем. (Возврат головы в исходное положение, выдох.) Затем нюхаем воздух слева. (Педагог поворачивает голову налево и делает пару «быстрых вдохов».) Отдыхаем». (Возврат головы в исходное положение, выдох.)
Педагог показывает упражнение целиком, не останавливаясь на отдельных позициях. Упражнение можно сопровождать рифмовкой:
Раз, два, три, четыре, пять!
Где же зайчика искать?
Может, справа под кустом? (поворот головы вправо, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение)
Может, слева за бревном? (поворот головы влево, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение)
4. Ушки
Цель: обучение детей выполнению двойных «быстрых вдохов» через нос в положении стоя, а также в сочетании с движениями головы и рук.
Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Чтобы найти зайчика, будем смотреть то направо, то налево, прислушиваться и нюхать воздух.
Поворачиваем голову вправо и прикладываем ладонь к левому уху, нюх-нюх.
Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.) Поворачиваем голову влево и прикладываем ладонь к правому уху, нюх-нюх. Отдыхаем».
(Возврат в исходное положение и выдох.)
5. Повороты головы
Цель: обучение детей выполнению двойных «быстрых вдохов» через нос в положении стоя, а также в сочетании с движениями головы и рук.
Ребенок стоит, голова прямо, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Педагог показывает упражнение целиком.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: «нюх-нюх». Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.) Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: «нюх-нюх». Отдыхаем». (Возврат в исходное положение и выдох.)
6. Маятник
Цель: обучение детей выполнению двойных «быстрых вдохов» через нос в положении стоя, а также в сочетании с движениями головы и рук.
Ребенок стоит, голова прямо, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Педагог показывает упражнение целиком.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Наклоняем голову к правому плечу, нюхаем воздух: «нюх-нюх». Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.) Наклоняем голову к левому плечу, нюхаем воздух: «нюх-нюх».
Отдыхаем». (Возврат в исходное положение и выдох.)
7. Ладошки
Цель: обучение детей выполнению «быстрых вдохов» через нос в положении стоя, а также в сочетании с движениями головы и рук.
Ребенок стоит, голова прямо, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, ладони подняты на уровне лица, локти опущены, ноги на ширине плеч. педагог показывает упражнение целиком.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Делай короткий, шумный, активный вдох и одновременно сжимай кулаки. Выдох делай плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжимай, кисти рук расслабь».
8. Поясок
Цель: обучение детей выполнению «быстрых вдохов» через нос в положении стоя, а также в сочетании с движениями головы и рук.
Ребенок стоит, голова прямо, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, кулаки сжаты и прижаты к поясу, ноги на ширине плеч. Педагог показывает упражнение целиком.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкай кулаки к полу, как будто что-то сбрасываешь с рук. Во время толчка кулаки разжимай и растопыривай пальцы. На выдохе возвращаемся в исходное положение».
9. Поклон
Цель: обучение детей выполнению «быстрых вдохов» через нос в положении наклона туловища, а также в сочетании с движениями головы и рук.
Ребенок стоит, голова прямо, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки опущены, ноги на ширине плеч. Педагог показывает упражнение целиком.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Слегка наклоняемся вперед, округлив спину, опускаем голову и руки. В конечной точке поклона делаем короткий шумный вдох, как будто нюхаем пол. Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, возвращаемся в исходное положение».
Схема: 1-й шаг - два «быстрых вдоха»; 2, 3, 4-й шаги - выдох.
10. Прислушаемся, принюхиваемся
Цель: развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы.
Ребенок стоит, голова прямо, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены. Можно выполнять с группой детей, стоящих в колонне по одному. Педагог показывает упражнение целиком.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг прислушиваемся и нюхаем воздух, как собачка: «нюх-нюх». Затем опускаем руку, делаем три шага и отдыхаем. Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, прислушиваться и нюхать воздух».
Схема: дети стоят друг за другом;
на счет «раз» - шаг с поворотом головы вправо с прикладыванием левой ладони к уху и два «быстрых вдоха»;
на счет «два», «три», «четыре» - возврат головы и руки в исходное положение, продолжение ходьбы в такт, свободный выдох;
на счет «раз» - шаг с поворотом головы влево с прикладыванием правой руки к уху;
насчет «два», «три», «четыре» - возврат головы и руки в исходное положение, продолжение ходьбы в такт.
Далее все эти движения на 4 такта повторяются
11. Обнимашки
Цель: дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объема легких.
Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Согнутые в локтях руки подняты до уровня плеч, предплечья располагаются горизонтально перед грудью, параллельно друг другу. При максимальном сведении рук ребенок обхватывает свои плечи ладонями. Обхват плеч повторяется два раза без паузы, далее руки возвращаются в исходное положение. Педагог следит за движениями рук - они не должны расходиться в стороны шире, чем при исходном положении, и опускаться с уровня плеч до уровня груди. Кисти рук не следует излишне напрягать. Ритм и темп движений задается педагогом счетом или хлопками в ладони.
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На счет «раз» - быстро обняли плечи и понюхали воздух. Вернули руки в исходное положение, но не опускаем их. На счет, «два» - сделали такое же движение руками и снова понюхали воздух. Опускаем руки и отдыхаем на счет «три», «четыре», «пять»».
С детьми, которые не могут соединить пару «быстрых вдохов» с движениями рук, проводится индивидуальная работа.
Схема: «раз» - обхват плеч, «быстрый вдох», исходное положение (руки остаются на уровне плеч);
«два» - обхват плеч, «быстрый вдох», исходное положение;
«три», «четыре», «пять» - руки опускаются, выдох.
17. Насос
Цель: дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объема легких.
Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены, кисти сведены, ладони сжимают палочку («рукоятку насоса»).
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Будем накачивать шину и нюхать воздух. Взяли насос в руки, делаем небольшой наклон вперед - «нюх» - раз. Чуть выпрямились. Еще наклон - «нюх» - два. Теперь выпрямились, отдыхаем - три, четыре, пять».
Педагог показывает упражнение целиком и задает ритм и темп движений с помощью счета или хлопков в ладони.
С детьми, которые не могут соединить «быстрые вдохи» с движениями, проводится индивидуальная работа.
Схема: «раз» - наклон вперед, «быстрый вдох», слегка выпрямиться;
«два» - наклон вперед, «быстрый вдох»;
«три», «четыре», «пять» - исходное положение, выдох.
.2 Выработка длительного неречевого выдоха.
1. Воздушный футбол
Цель: дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объема легких, выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха.
Ребенок находится в положении сидя за столом.
Оборудование: «мячи» из ваты, кубики.
Из кусочков ваты скатать шарик - «мяч», ворота - 2 кубика.
Инструкция: «Будем дуть на «мяч», пытаясь «забить гол» - вата должна оказаться между кубиками».
2. Листопад
Цель: дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объема легких, выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха, активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
Инструкция: «Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Педагог вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
«Все листики на земле. Давайте соберем листочки в ведерко»
Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
3. Кораблик
Цель: дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объема легких, выработка более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.
Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик.
Инструкция: «Давай подуем на кораблик плавно и длительно, чтобы он поплыл». Упражнение сопровождается рифмовкой (русской народной поговоркой) :
Ветерок, ветерок, натяни парусок!
Кораблик гони до Волги-реки.
4. Лети, перышко!
Цель: дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объема легких, выработка более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: перышки небольшого размера.
Положить ребенку на ладонь перышко.
Инструкция: «Давай подуем на перышко так, чтобы оно полетело».