Папки-передвижки

Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников»

Надия Ахмедьянова
Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа.

Звуковой анализ - это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный - согласный, твердый - мягкий).

Публикация «Консультация для родителей „Развитие навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников“» размещена в разделах

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Чтобы развить это восприятие, следует играть с ребенком в следующие игры.

Игра 1. «Повтори за мной».

Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребенок повторяет (мммыло, машшшина, доммм). Необходимо, чтобы ребенок научился выделять звук при произнесении слова.

Игра 2. «Найди место звука в слове».

Чтобы ребенку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите ее на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую Вы будете передвигать вместе с ребенком по дорожке. Определитесь, место какого звука, и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (сссанки, подноссс). Если звук слышится вначале слова, то фишка остается в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.

Игра 3. «Назови первый звук в слове».

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет первый звук в слове и бросает мяч взрослому.

Игра 4. «Назови слово на заданный звук».

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове.

Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова - это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Что это значит? Если Вы спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит слово кот, а он отвечает вам: «В слове кот есть звук [о], звук [к] и звук [т]», это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет еще провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ - основа грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если ребенок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности!

Новый этап обучения - новые задачи. Значит, мы должны дать ребенку новые средства для решения этих задач. Если на первом этапе, когда мы учили детей слышать в словах отдельные звуки, сравнивать слова по звучанию, мы пользовались особым произнесением слова, то при обучении ребенка звуковому анализу слов этого недостаточно.

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове дом три звука - нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом - схема этого слова. Он уже знает, что слова состоят из звуков.

Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?» — «Три». — «А сколько звуков в слове?» - «Тоже три». - «Давай будем эти звуки искать. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук». Это ребенок уже умеет — научился на первом этапе обучения. «Д-дом», - старательно произносит малыш. - «Какой первый звук?» - «Звук [д]». - «Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой. Это будет какой звук?» -«Звук [д]».

В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые - они еще понадобятся.

Итак, перед ребенком схема звукового состава слова дом. Первая клеточка уже закрыта; найден первый звук в слове. Можно двигаться дальше. «Давай теперь произнесем слово дом так, чтобы услышать в нем второй звук, первый звук [д] - мы уже знаем». Помогите ребенку для первого раза, произнесите вместе с ним: «До-о-ом».

Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем, а лучше специальной палочкой-указкой по схеме и надолго остановить указку на второй клеточке. Указка стоит на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете: «До-о-ом».

- «Какой же второй звук в этом слове?» - «[о]!» - «Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой!» Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку.

«Видишь, - продолжаете вы, - мы уже знаем два звука в слове дом. Давай найдем последний звук в этом слове. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нем последний звук».

И снова вы ведете указкой по уже почти заполненной схеме слова и произносите: «Дом-м-м». «Какой последний звук в слове дом-м-м?» — «Звук [м]», - отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью, фишку. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок произносил слово в строгом соответствии с движением указки, иначе он будет «терять» звуки.

Вот и проведен впервые звуковой анализ слова. Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру «Кто внимательный?». «А теперь, - говорите вы, - я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук [д]».

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове. Какой первый звук в слове весна? Давайте послушаем, выделим этот звук голосом: вь-вь-вьесна — первый звук [в']. А второй? Вьэ-э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове - [э]. А мы, взрослые, привыкнув к написанию этого слова, можем сбить малыша с толку, сказав, что второй звук в слове весна — [йэ].

В подготовительной группе ребята знакомятся с характеристикой звуков и учатся делать звуковой анализ слова, используя специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребенку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки гласные, а какие — согласные. Давайте вспомним, что гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своем пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. При произнесении этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти звуки можно пропеть свободно. Пропойте их вместе с ребенком: [а], [о], [у], [ы], [э], [йу], [иа], [иэ], [йо]. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Согласные звуки — звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и небо. Произнесите эти звуки вместе с ребенком: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Мягкие звуки мы обозначаем зеленым цветом, а твердые согласные - синим.

Чтобы ребенку было интересно, используйте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребенок может составлять не только при помощи карточек, но и при помощи мелких пуговиц, прищепок, карандашей, кубиков, пирамидок, игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.

Дополнительная нагрузка на мелкую мускулатуру будет в том случае, если пуговицы хранятся в прозрачной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно. Можно самостоятельно сделать коробочку для звукового анализа и заполнить ее жетонами. Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев.

Выберите понравившиеся Вам предметы и сделайте с ребенком звуковой анализ слова по следующему плану: МАК

Мммак - скажи, как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его под картинкой.

Мааак - скажи, как я. Какой звук ты слышишь после [м]? Какой это звук? Возьми жетон, который обозначает гласный звук, и положи его после [м].

Маккк (подчеркнуто артикулируется звук [к]) - какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его после звука [а].

• Назови все звуки в слове мак по порядку.

• Где находится звук [а]: в начале, в конце или в середине слова?

• Какой первый звук в слове мак? А какой в этом слове последний звук?

• Назови гласный звук в слове.

• Назови согласные звуки в слове.

• Сколько всего звуков в слове мак?

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь Вы можете предложить ребенку зарисовать ее в тетради в клетку или на листе бумаги и еще раз предложить ребенку произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.

Чтобы развивать синтез мышления, играйте в игру «Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребенок отгадывает слово ([р], [а], [к] -рак).

Помните, в ваших силах помочь детям преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза, Вы непременно поможете детям успешно учиться в школе!

Публикации по теме:

«Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа и синтеза». Мастер-класс для родителей АКТУАЛЬНОСТЬ Подготовка детей с речевыми нарушениями к школе. Необходимость обучения сложным формам звукового анализа. Профилактика дислексии.

Дидактическое игровое пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза «Белоснежка и семь гномов»Дидактическое игровое пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза «Белоснежка и семь гномов» «Белоснежка и семь гномов» Возраст детей: 4+ Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза Задачи: - дать представления о гласных.

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов звукового анализа и синтеза у детей 6–7 лет На шестом и седьмом году жизни работа по воспитанию звуковой культуры речи проводится, как и на предыдущих возрастных этапах, в форме фронтального.

Игры на развитие фонематического восприятия и навыка звукового анализа и синтеза в подготовительной группеИгры на развитие фонематического восприятия и навыка звукового анализа и синтеза в подготовительной группе Максимук Жанна Викторовна. МБДОУ № 12. Игры на развитие фонематического восприятия и навыка звукового анализа и синтеза в подготовительной.

Методическая копилка «Игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза» Методическая копилка: «Игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза». Игры и упражнения на развитие концентрации.

Опыт работы по теме «Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза у детей 6–7 лет» Важным условием воспитания личности дошкольника и его социальной адаптации является развитие правильной речи. Чем правильнее и богаче речь.

Подгрупповое занятие «Звук [К]» по формированию навыка звукового анализа и синтеза в старшей группе для детей с ОНР Цель: Знакомство со звуком «К». Задачи: Закрепление правильного произношения звука [К] с использованием элементов логоритмики. Формирование.

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темыРазвитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы .

Консультация для родителей «Формирование у дошкольников фонематических представлений навыков звукового анализа и синтеза» КАРТОТЕКА методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза,.

Конспект занятия по формированию звукового анализа и синтеза и обучению грамоте «Звук [й]. Буква Й» Звук Й. Буква Й. Цель: Закрепить навык произношения звука й в слогах, словах, фразах Задачи: учить определять позицию звука в словах; работать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников»
Опубликовано: 28 октября 2019 в 12:01
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Надия Ахмедьянова (УИ 268245) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД