Приложение МААМ

Методическая копилка «Игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза»

Ольга Теплякова
Методическая копилка «Игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая копилка : «Игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза».

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слуховой памяти на материале неречевых звуков :

«Кто идёт?»

Игровой материал: бубен.

Публикация «Методическая копилка „Игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза“» размещена в разделах

Описание: выбирается водящий, который ударяет в бубен. Если удары в бубен звучат редко – дети идут медленно, как черепашки, если удары частые – двигаются быстро, как зайчики.

«Где звучит?»

Игровой материал: колокольчик.

Описание: дети закрывают глаза, водящий (взрослый или ребёнок) звонит в колокольчик. Дети определяют, откуда доносится звук.

Второй вариант игры : водящему завязывают глаза, детям раздаются колокольчики. По команде водящий ловит «колокольчики».

«Музыкальная коробочка»

Игровой материал: металлические коробочки с сыпучими продуктами и крупами.

Описание: дети рассматривают содержание коробочек, слушают и запоминают звучание каждого продукта в коробочке при встряхивании, затем определяют на слух, что звучит.

«Что звучит?»

Игровой материал: карандаш, ножницы, стакан с водой, пустой стакан, лист бумаги.

Описание: детям предлагается послушать, как звучат предметы, затем ребёнок поворачивается спиной. Педагог переливает воду, режет бумагу ножницами, стучит карандашом о стакан… Ребёнок отгадывает, что звучит. При затруднении всё повторяется со зрительной опорой. Упражнение повторяется до достижения стойкой дифференциации звучаний.

Игры на различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и

тембру.

«Угадай, кто сказал?»

Описание: педагог предлагает одному из детей отвернуться и догадаться, кто из детей позвал его. Сначала ребёнка зовут по имени, затем произносят короткое «АУ».

«Далеко – близко»

Описание: водящий стоит с закрытыми глазами. Кто- то из детей произносит имя водящего, стоя, то близко, то далеко. Водящий отгадывает, близко или далеко стоял ребёнок.

Второй вариант игры : дети произносят имя водящего громко и тихо.

«Скажи как»

Описание: взрослый произносит один и тот же звук с изменением характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем просит ребёнка воспроизвести образец.

Например:

А - девочка плачет,

А - показывает горло врачу,

А - качаем малыша,

А - девочка укололась иглой…

«Герои сказок»

Описание: взрослый произносит фразу из сказки голосами героев, дети отгадывают героя и сказку. Затем дети учатся произносить одну и ту же фразу голосами разных героев сказки.

Игры на различение слогов, близких по звуковому составу.

«Слова похожи»

Описание: взрослый предлагает ребёнку назвать парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова.

Например:

ЛИСА – КОСА

КОЛЕНО – ПОЛЕНО

МИСКА – МАСКА

БЕГЕМОТ – ТАНК

КОМ – ДОМ…

Второй вариант: ребёнку предлагается соединить картинки, названия которых звучат похоже.

«Лишнее слово»

Описание: логопед предлагает детям повторить несколько слов и выбрать одно, отличающееся по звуковому составу, показать его на картинке.

Например:

МАК – БАК – РАК – БАНАН

ЛИМОН – ВАГОН – КОТ – БАТОН…

«Доскажи словечко»

Описание: взрослый читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Ребёнку необходимо закончить вторую строку одним из предложенных слов, добиваясь рифмы в стихотворении.

Например:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные … (рубашка, подушка, перина…

«Выбери словечко»

Описание: взрослый предлагает ребёнку дополнить стихотворение подходящим по смыслу словом, выбрав его среди слов, близких по звуковому составу (в качестве опоры используются картинки).

Например:

Я тебе задачу дам –

Всё расставить по местам:

Что скатали мы с тобой?.

Что построили с тобой?.

На крючок в реке попал?.

(Дом, ком, сом).

Дифференциация слогов.

Упражнение 1.

Описание: воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:

ТА-ТА-ТА …

Упражнение 2.

Описание: воспроизведение слоговых сочетаний с одинаковыми

согласным и разными гласными:

ТА-ТО-ТУ …

Упражнение 3.

Описание: воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:

ПА – БА

ТА – ДА…

Упражнение 4.

Описание: воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твё рдости - мягкости:

ПА – ПЯ

ПО – ПЁ

Дифференциация фонем.

«Поймай гласный звук»

Описание: педагог называет гласные звуки. Заданный звук ребёнок хлопком выделяет из потока звуков.

Например:

Звук «А» из ряда: А, У, И, А, О, А…

Второй вариант: узнавание звука по артикуляции, по голосу.

«Поймай согласный звук»

Описание: педагог называет согласные звуки. Заданный звук ребёнок хлопком выделяет из потока звуков.

Например:

Звук «П» из ряда: Т, П, П, К, П, Х…

Второй вариант: узнавание звука по артикуляции, по голосу.

«Звонкий – глухой»

Цель: выделение согласных в сочетании с гласными по принципу звонкости – глухости.

Описание: детям предлагается поднять левую руку, если услышат слог «ДУ» : ТУ – ДУ – ГУ…

«Твёрдый – мягкий»

Цель: выделение согласных в сочетании с гласными по принципу твёрдости – мягкости.

Описание: детям предлагается поднять правую руку, если услышат слог «АС» : АС – АСЬ – АТ – АТЬ…

Точно также строится упражнение на различение оппозиционных звуков :

«С» - «Ш»; «Л» - «Р»; «З» - «Ж».

Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза.

«Колокольчик и колпачок»

Цель: развивать фонематический слух, закреплять знания о согласных звуках, глухих и звонких согласных, учить определять место звука в слове, развивать мелкую моторику.

Игровой материал: на листе нарисованы картинки; колокольчики и колпачки.

Описание: детям раздаются колокольчики и колпачки, необходимо колпачком накрыть картинку, название которой начинается на глухой согласный звук, а колокольчиком - на звонкий.

«Найди лепесток»

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове, развивать мелкую моторику.

Игровой материал: цветы и лепестки с картинками, звуковые символы.

Описание: детям предлагается выбрать по одному лепестку с картинками, необходимо собрать ромашку из картинок на заданный звук в начале слова, а мак - из картинок с заданным звуком в конце слова. Задания могут варьироваться в зависимости от цели. Например, можно распределять картинки по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости. В центр цветка ставится определённый символ звука. В начале игры дети делятся на две команды. Выигрывает команда, чей цветок будет собран быстрее.

«Звуки и цифры»

Цель: развивать фонематический слух, определять место звука в слове, обучать счёту, закреплять знания о цифрах.

Игровой материал: полоски – слова, фишки, индивидуальные картинки.

Описание: дети по очереди выбирают картинки, определяют место заданного звука в слове и ставят фишку на полоску в нужное место. Выполнив звуковой анализ слова, определяется точное место звука в слове и ставится нужная цифра.

«Светофор»

Цель: развивать фонематический слух, развивать навык звуко – слогового синтеза.

Игровой материал: звуковые символы, машинки, светофоры.

Описание: детям раздаются светофоры с символами гласных звуков, а также машинки с символами согласных звуков. Машинки едут по дорожке мимо светофора сверху вниз. Детям предлагается прочитать слоги с опорой на символы.

«Звуковые цепочки»

Цель: развивать фонематический слух, умение выделять первый и последний звук в слове, учить подбирать слова на заданный звук.

Игровой материал: наборы индивидуальных картинок, конверты.

Описание: детям раздаются конверты с набором картинок. Необходимо картинки выстроить в ряд так, чтобы последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно справился с заданием.

Публикации по теме:

«Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа и синтеза». Мастер-класс для родителей АКТУАЛЬНОСТЬ Подготовка детей с речевыми нарушениями к школе. Необходимость обучения сложным формам звукового анализа. Профилактика дислексии.

Дидактическое игровое пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза «Белоснежка и семь гномов»Дидактическое игровое пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза «Белоснежка и семь гномов» «Белоснежка и семь гномов» Возраст детей: 4+ Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза Задачи: - дать представления о гласных.

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов звукового анализа и синтеза у детей 6–7 лет На шестом и седьмом году жизни работа по воспитанию звуковой культуры речи проводится, как и на предыдущих возрастных этапах, в форме фронтального.

Конспект занятия по формированию звукового анализа и синтеза и обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Буква Ё Цель: Познакомить с буквой; закрепить навык преобразования слов; Задачи: закрепить представление о словах, обозначающих действия;.

Консультация для воспитателей ДОУ «Этапы работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза» Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста. [/b].

Опыт работы по теме «Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза у детей 6–7 лет» Важным условием воспитания личности дошкольника и его социальной адаптации является развитие правильной речи. Чем правильнее и богаче речь.

Подгрупповое занятие «Звук [К]» по формированию навыка звукового анализа и синтеза в старшей группе для детей с ОНР Цель: Знакомство со звуком «К». Задачи: Закрепление правильного произношения звука [К] с использованием элементов логоритмики. Формирование.

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темыРазвитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы .

Консультация для родителей «Формирование у дошкольников фонематических представлений навыков звукового анализа и синтеза» КАРТОТЕКА методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза,.

Конспект занятия по формированию звукового анализа и синтеза и обучению грамоте «Звук [й]. Буква Й» Звук Й. Буква Й. Цель: Закрепить навык произношения звука й в слогах, словах, фразах Задачи: учить определять позицию звука в словах; работать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая копилка «Игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза»
Опубликовано: 14 сентября 2019 в 16:13
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая копилка «Игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Теплякова (УИ 1257378) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД