Ольга Теплякова
Методическая копилка «Игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая копилка : «Игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза».
Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слуховой памяти на материале неречевых звуков :
«Кто идёт?»
Игровой материал: бубен.
Публикация «Методическая копилка „Игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Описание: выбирается водящий, который ударяет в бубен. Если удары в бубен звучат редко – дети идут медленно, как черепашки, если удары частые – двигаются быстро, как зайчики.
«Где звучит?»
Игровой материал: колокольчик.
Описание: дети закрывают глаза, водящий (взрослый или ребёнок) звонит в колокольчик. Дети определяют, откуда доносится звук.
Второй вариант игры : водящему завязывают глаза, детям раздаются колокольчики. По команде водящий ловит «колокольчики».
«Музыкальная коробочка»
Игровой материал: металлические коробочки с сыпучими продуктами и крупами.
Описание: дети рассматривают содержание коробочек, слушают и запоминают звучание каждого продукта в коробочке при встряхивании, затем определяют на слух, что звучит.
«Что звучит?»
Игровой материал: карандаш, ножницы, стакан с водой, пустой стакан, лист бумаги.
Описание: детям предлагается послушать, как звучат предметы, затем ребёнок поворачивается спиной. Педагог переливает воду, режет бумагу ножницами, стучит карандашом о стакан… Ребёнок отгадывает, что звучит. При затруднении всё повторяется со зрительной опорой. Упражнение повторяется до достижения стойкой дифференциации звучаний.
Игры на различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и
тембру.
«Угадай, кто сказал?»
Описание: педагог предлагает одному из детей отвернуться и догадаться, кто из детей позвал его. Сначала ребёнка зовут по имени, затем произносят короткое «АУ».
«Далеко – близко»
Описание: водящий стоит с закрытыми глазами. Кто- то из детей произносит имя водящего, стоя, то близко, то далеко. Водящий отгадывает, близко или далеко стоял ребёнок.
Второй вариант игры : дети произносят имя водящего громко и тихо.
«Скажи как»
Описание: взрослый произносит один и тот же звук с изменением характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем просит ребёнка воспроизвести образец.
Например:
А - девочка плачет,
А - показывает горло врачу,
А - качаем малыша,
А - девочка укололась иглой…
«Герои сказок»
Описание: взрослый произносит фразу из сказки голосами героев, дети отгадывают героя и сказку. Затем дети учатся произносить одну и ту же фразу голосами разных героев сказки.
Игры на различение слогов, близких по звуковому составу.
«Слова похожи»
Описание: взрослый предлагает ребёнку назвать парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова.
Например:
ЛИСА – КОСА
КОЛЕНО – ПОЛЕНО
МИСКА – МАСКА
БЕГЕМОТ – ТАНК
КОМ – ДОМ…
Второй вариант: ребёнку предлагается соединить картинки, названия которых звучат похоже.
«Лишнее слово»
Описание: логопед предлагает детям повторить несколько слов и выбрать одно, отличающееся по звуковому составу, показать его на картинке.
Например:
МАК – БАК – РАК – БАНАН
ЛИМОН – ВАГОН – КОТ – БАТОН…
«Доскажи словечко»
Описание: взрослый читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Ребёнку необходимо закончить вторую строку одним из предложенных слов, добиваясь рифмы в стихотворении.
Например:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные … (рубашка, подушка, перина…
«Выбери словечко»
Описание: взрослый предлагает ребёнку дополнить стихотворение подходящим по смыслу словом, выбрав его среди слов, близких по звуковому составу (в качестве опоры используются картинки).
Например:
Я тебе задачу дам –
Всё расставить по местам:
Что скатали мы с тобой?.
Что построили с тобой?.
На крючок в реке попал?.
(Дом, ком, сом).
Дифференциация слогов.
Упражнение 1.
Описание: воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:
ТА-ТА-ТА …
Упражнение 2.
Описание: воспроизведение слоговых сочетаний с одинаковыми
согласным и разными гласными:
ТА-ТО-ТУ …
Упражнение 3.
Описание: воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:
ПА – БА
ТА – ДА…
Упражнение 4.
Описание: воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твё рдости - мягкости:
ПА – ПЯ
ПО – ПЁ
Дифференциация фонем.
«Поймай гласный звук»
Описание: педагог называет гласные звуки. Заданный звук ребёнок хлопком выделяет из потока звуков.
Например:
Звук «А» из ряда: А, У, И, А, О, А…
Второй вариант: узнавание звука по артикуляции, по голосу.
«Поймай согласный звук»
Описание: педагог называет согласные звуки. Заданный звук ребёнок хлопком выделяет из потока звуков.
Например:
Звук «П» из ряда: Т, П, П, К, П, Х…
Второй вариант: узнавание звука по артикуляции, по голосу.
«Звонкий – глухой»
Цель: выделение согласных в сочетании с гласными по принципу звонкости – глухости.
Описание: детям предлагается поднять левую руку, если услышат слог «ДУ» : ТУ – ДУ – ГУ…
«Твёрдый – мягкий»
Цель: выделение согласных в сочетании с гласными по принципу твёрдости – мягкости.
Описание: детям предлагается поднять правую руку, если услышат слог «АС» : АС – АСЬ – АТ – АТЬ…
Точно также строится упражнение на различение оппозиционных звуков :
«С» - «Ш»; «Л» - «Р»; «З» - «Ж».
Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза.
«Колокольчик и колпачок»
Цель: развивать фонематический слух, закреплять знания о согласных звуках, глухих и звонких согласных, учить определять место звука в слове, развивать мелкую моторику.
Игровой материал: на листе нарисованы картинки; колокольчики и колпачки.
Описание: детям раздаются колокольчики и колпачки, необходимо колпачком накрыть картинку, название которой начинается на глухой согласный звук, а колокольчиком - на звонкий.
«Найди лепесток»
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове, развивать мелкую моторику.
Игровой материал: цветы и лепестки с картинками, звуковые символы.
Описание: детям предлагается выбрать по одному лепестку с картинками, необходимо собрать ромашку из картинок на заданный звук в начале слова, а мак - из картинок с заданным звуком в конце слова. Задания могут варьироваться в зависимости от цели. Например, можно распределять картинки по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости. В центр цветка ставится определённый символ звука. В начале игры дети делятся на две команды. Выигрывает команда, чей цветок будет собран быстрее.
«Звуки и цифры»
Цель: развивать фонематический слух, определять место звука в слове, обучать счёту, закреплять знания о цифрах.
Игровой материал: полоски – слова, фишки, индивидуальные картинки.
Описание: дети по очереди выбирают картинки, определяют место заданного звука в слове и ставят фишку на полоску в нужное место. Выполнив звуковой анализ слова, определяется точное место звука в слове и ставится нужная цифра.
«Светофор»
Цель: развивать фонематический слух, развивать навык звуко – слогового синтеза.
Игровой материал: звуковые символы, машинки, светофоры.
Описание: детям раздаются светофоры с символами гласных звуков, а также машинки с символами согласных звуков. Машинки едут по дорожке мимо светофора сверху вниз. Детям предлагается прочитать слоги с опорой на символы.
«Звуковые цепочки»
Цель: развивать фонематический слух, умение выделять первый и последний звук в слове, учить подбирать слова на заданный звук.
Игровой материал: наборы индивидуальных картинок, конверты.
Описание: детям раздаются конверты с набором картинок. Необходимо картинки выстроить в ряд так, чтобы последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно справился с заданием.