Ольга Теплякова
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
У большинства детей с нарушениями речи наблюдается недостаточный уровень сформированности мелкой моторики рук. Наличие отставания в развитии мелкой моторики препятствует овладению дошкольниками навыков самообслуживания, манипуляции с мелкими предметами. Кроме того, развитие мелкой моторики влияет на речевую функцию ребёнка. Поэтому тренировку пальцев следует начинать как можно раньше.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Развитию мелкой моторики способствуют : пальчиковая гимнастика, массаж пальцев, игры с природным материалом, с водой, дидактические игры и пальчиковый театр, рисование, лепка… Работу необходимо вести систематически на индивидуальных и фронтальных занятиях, на прогулке, в самостоятельной деятельности.
Остановимся на некоторых игровых приёмах.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, формированию правильного звукопроизношения, помогает скоординировать речь с движением пальцев.
Массаж и самомассаж – один из видов пассивной гимнастики развития мелкой моторики. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей.
«Сухой бассейн» : в небольшую ёмкость помещаются сыпучие предметы (бусины, горох, пшено, дети ищут игрушки, спрятанные в бассейне; выполняют движения пальцами.
Использование в игре шнуровок, пуговиц, кнопок помогает выработать навыки самообслуживания, учит манипуляции с предметами.
Игры с крупами, бусами, орехами, карандашом вызывают у детей большой интерес. Детям предлагается сортировать крупы с закрытыми глазами, катать между пальцами, катать по ладони и столу разными пальцами. Перекатывание карандаша, ореха – это массаж, способствующий притоку крови к нервным окончаниям на пальцах последовательно, затем посылаются положительные импульсы в головной мозг.
Выкладывание букв из различных материалов требует усидчивости, развивает навык выполнения по образцу. Задание сначала выполняется по образцу, затем по памяти. Выкладываются буквы, затем слова. Задействовать можно сразу несколько видов материалов.
Игры с мягким конструктором, пазлами и мозаиками способствуют так же развитию памяти, внимания и мышления.
Игры с мячом: упражнения в перекладывании мяча, в подбрасывании предмета, упражнения в бросках и ловле предметов самостоятельно и в парах, одной рукой и двумя руками. Играть с мячом можно, сидя по кругу, передавая мяч под музыку. Когда музыка останавливается – ребёнок называет слово. Можно играть в кругу так: тот, у кого мяч называет имя ребёнка и бросает ему мяч. Поймавший мяч становится водящим.
Использование упражнений с различными предметами позволяет ребёнку с нарушением речи достичь положительных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует речевую функцию.