Игнатенкова Татьяна
Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Как развивается речь детей от 2-х до 3-х лет в норме?
Что является отклонением от нормы и как родители могут приблизить речь своего ребенка к этой самой норме?
То есть мы будем говорить о профилактике речевых нарушений.
Период от 2-х до 3-х лет – очень важный этап в развитии речи детей.
На рубеже 3-х лет, а иногда и раньше, практически у всех детей происходит скачок в речевом развитии : период молчания и заменяющих слово выразительных жестов сменяется периодом активного использования речи. Этот речевой взрыв делает ребенка практически постоянно говорящим. Минуты молчания наблюдаются лишь тогда, когда малыш не занят никакой деятельностью, вял и пассивен. При этом малыш, который до 2-х лет говорил всего несколько слов, в период речевого взрыва может догнать и перегнать своих сверстников.
Публикация «Консультация для родителей „Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
К 3-м годам у ребенка активно накапливается словарь. Разница между словарем понимаемых и произносимых слов сокращается. Меняется понимание обращенной речи: если до 2-х лет оно опирается на ситуацию, на бытовые предметы, то после 2-х лет – на слово. Хорошее понимание обращенной речи способствует активному развитию называния слов.
Словарный запас трехлетнего ребенка по сравнению с двухлетним увеличивается в 3-4 раза и составляет примерно 1000 слов. Он не только знает названия многих предметов, но и начинает пользоваться глаголами и прилагательными, называет цвет предмета, свойства, качества, форму.
Таким образом, при нормальном речевом развитии у ребенка третьего года жизни есть все части речи, кроме числительных, причастий, деепричастий.
Если ребенок 3-х лет владеет обобщением (игрушки, посуда, это свидетельствует о его полноценном речевом и психическом развитии.
Еще одним, пожалуй, самым главным показателем нормального речевого развития является фраза, ребенок начинает овладевать грамматикой. К грамматически правильной речи ребенок часто идет путем ошибок. Усвоив одну грамматическую форму, он делает перенос этой формы на другие слова: нет пальцев – нет лошадев, в книге – в носе, столы – домы – окны. Ошибочно спрягают глаголы: ехать – ехаю, давать – даваю. Если на эти ошибки не обращать внимания, то речь ребенка надолго может остаться неправильной.
Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или дразнить его. Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками в присутствии самих ребят. Дети гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно.
Самое лучшее – спокойно поправить ребенка, попросить его повторить слова правильно. Нужно набраться терпения!
Формирование звукопроизношения и слоговой структуры происходит поэтапно и также подчиняется определенным закономерностям. В словах из 3-4 слогов малыш может пропускать слоги, отдельные согласные, переставлять слоги. Сначала он слышит и воспроизводит ударный слог, затем, иногда искаженно, соседние с ним, т. е. воспроизводит слово постепенно, от простого варианта идет к правильному звуконаполнению слов (бабаба – барабан, типсы – птицы, цекоки – цветочки).
До трех лет подобные ошибки - норма. Если взрослые часто и четко проговаривают эти сложные слова, то у ребенка отрабатывается слуховой контроль, речевое внимание, что позволяет малышу «подогнать» свое произношение к общепринятому.
Многие родители считают, что правильное звукопроизношение является основным показателем речевого развития, но это мнение ошибочно. До 3-х лет отсутствие или неправильное произношение многих звуков является возрастной нормой, и заниматься постановкой звуков позднего онтогенеза в данный период не следует.
Гораздо более важным показателем, как уже было сказано, является для 3-х летнего ребенка умение говорить фразами. Отсутствие фразовой речи после 2-х лет говорит о задержке речевого развития, а отсутствие фразы в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.
Следует обратить внимание, если есть хоть один из перечисленных признаков:
• Развитие с задержкой;
• Перенесенное тяжелое заболевание;
• Если у ребенка есть неврологическое заболевание;
• Если ребенок с нежеланием повторяет за взрослым слова, которые слышит, или совсем не повторяет;
• Слышит просьбу «повтори» и молчит, отворачивается, либо не реагирует на эту просьбу;
• «самостоятельный» ребенок, решает свои проблемы самостоятельно;
• ребенок одинаково общается с незнакомыми и со знакомыми;
• если ребенку безразлично, понимают его или нет;
• речь ребенка значительно отстает от речи сверстников.
Что же могут сделать неравнодушные родители, чтобы помочь своему ребенку заговорить?
• Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.
• Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называйте предметы правильно, используя как взрослые, так и детские слова: Вот машина – би-би. Не позволяйте малышу говорить быстро. Ваша речь должна быть для ребенка образцом.
• Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.
• Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображен на них, пусть малыш отвечает на вопросы: Где? Кто? Какой? Что делает? Какого цвета? Какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и другими.
• Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.
• Развитие мелкой моторики имеет огромное значение для становления речи.
• Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения, особенно заикание.
• Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятий.
• Соска вредна! Из-за нее формируется высокое, готическое небо, которое мешает формированию правильного произношения. К тому же, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов, так как рот занят.
• Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное возбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, которое может вызвать заикание и другие речевые расстройства. (поможет подушка с корнем валерианы).
• Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей. Скороговорки развивают дикцию, но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.
• Регулярно выполняйте с ребенком простые артикуляционные упражнения, которые подготовят язык, губы и другие органы артикуляции к появлению новых звуков, сделают его речь более четкой. Научите ребенка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать его широким, узким, удерживать в заданном положении, удерживать губы в улыбке и в трубочке.
• В целом, больше разговаривайте с ребенком, поощряйте стремление ребенка задавать вопросы, отвечайте спокойным доброжелательным тоном, простыми и понятными предложениями. Будьте терпеливы, не скупитесь на похвалу и никогда не отмахивайтесь от ребенка, если он спрашивает о чем-то.
Эти советы помогут сформировать правильную речь ребенка и устранить небольшую задержку речевого развития.
Если же у ребенка серьезное речевое нарушение, необходима помощь специалиста.
Обратитесь за консультацией к логопеду в детском саду.
Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»
Т. Н. ИГНАТЕНКОВ