Ирина Жаворонкова
Консультация для родителей «Природа — средство воспитания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудно переоценить влияние природы на растущего человека. Своими яркими красками, постоянными изменениями природа всегда привлекает к себе внимание ребенка. С увлечением дети собирают цветы, их радует появление первой травы, первой бабочки. Подолгу они могут наблюдать за ползающими по тропинке жуками, за полетом птиц.
Важно поддержать пробуждающийся интерес детей к природе. В детском саду этому уделяют много внимания. Воспитатели всячески стараются расширять и уточнять представления детей о явлениях природы, знакомить их с повторяющимися природными явлениями и т. д. На этой основе формировать реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логическое мышление, эстетическое отношение к природе.
Публикация «Консультация для родителей „Природа — средство воспитания детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Дети рано начинают проявлять интерес к природе, и нам, взрослым, надо использовать этот интерес, чтобы воспитать у них любовь и бережное отношение к ней.
Природа – могущественный фактор воспитания. Она – источник радостных переживаний для ребенка. Общение с ней дает детям много полезных знаний, навыков и умений, развивает их любознательность и наблюдательность, расширяет кругозор. Знакомясь с природой, дети получают первоначальные знания о ней, которые затем станут основой формирования материалистического мировоззрения.
Наблюдая с детьми явления природы, важно учить их присматриваться к тому, что их окружает, стараться замечать и то, что не бросается в глаза. Одним словом, учит ребенка смотреть и видеть.
Прогулки и экскурсии в природу таят в себе много ценного и полезного для развития детского внимания, наблюдательности, стремления проникнуть в ее «тайники». Особенно тогда, когда взрослые умело ведут ребенка в добрый мир природы, образно рассказывают о ее неисчерпаемых источниках нового, интересного. Пусть он каждый раз благодаря направляющему слову взрослого делает для себя небольшое, но все же открытие. Хорошо, чтобы родители делились с ребенком тем, что знают сами. Своими рассказами и объяснениями они помогут расширить кругозор детей, дадут пищу их любознательности. Ведь если не объяснять ребенку природных явлений, то многое в его сознании укладывается в искаженном виде, так как он не в состоянии объяснить загадки природы. Наша задача – дать реальные представления о природе.
Надо показывать детям, то, что их окружает, знакомить с жизнью самых обычных растений и животных, встречающихся ребенку на каждом шагу. И он узнает, как много интересного и чудесного рядом с ним в этом обыкновенном мире! Интересное есть везде, нужно лишь научиться его видеть. Не удивляйтесь, но это так: смотреть и видеть не одно и то же. «Смотрящий» уйдет огорченным даже из такой лесной глуши, где как будто и нога-то человека еще не ступала. «Видящий» будет счастлив и на крохотном пустыре, где растет всего несколько кустов да немного сорняков.
Пристально вглядываясь в окружающую природу, ребенок будет обдумывать, сравнивать, сопоставлять ее явления, делать простейшие выводы. Это развивает его логическое мышление.
Во время прогулок в лесу, в парке, на улице родителя знакомят детей с деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Важно при этом не только называть и рассматривать их, но и предоставить ребенку возможность сравнивать между собой разные цветы, деревья.
Сравнения очень важны в познании ребенком окружающего мира. «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение», - говорил К. Д. Ушинский.
Природа тем хороша, что позволяет ребенку самому доискиваться до многих ее тайн.
Русская природа хороша во все времена года: ранней весной и теплым летом, в чудесную пору золотой осени и в снежную морозную зиму. На прогулках и экскурсиях можно показать детям много красивого и интересного. Родителям надо стремиться отобрать самое яркое, доступное пониманию детей, заинтересовать их полезными наблюдениями, развивать их художественный вкус.
Большую помощь в воспитании у детей любви к природе может оказать детская художественная литература. Писатели-природоведы создали немало книг, которые в занимательной форме знакомят детей с прекрасным миром природы, доступно объясняют происходящие в ней явления. Занимательные рассказы В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Павловой, Е. Серовой приближают ребенка к природе, заставляя глубже задумываться над происходящими в ней явлениями, помогают устанавливать простейшие причинные связи и взаимозависимость явлений природы.
Художественное описание знакомого растения, животного, явления природы делает восприятие детей ярче, осмысленнее.
Чем больше ребенок узнает природу, тем больше ценит и бережет ее. Так пусть же наш дети – будущие хозяева Земли - научатся бережно, по-хозяйски к ней относиться, пусть с малых лет учатся любить и беречь все живое.