Папки-передвижки

Консультация для родителей «Применение технологий ОТСМ-ртв-ТРИЗ в работе с детьми раннего возраста»

Калашникова Наталья Ивановна
Консультация для родителей «Применение технологий ОТСМ-ртв-ТРИЗ в работе с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей. «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОТСМ-РТВ-ТРИЗ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное - новые, адекватные способы действия с предметами. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Однако, как показывает практика, предложенные в традиционных программах и технологиях методы не позволяют в полной мере реализовать поставленные задачи и развить у детей исследовательские навыки. Но как поддержать детскую любознательность, как организовать деятельность ребенка, чтобы интерес поисковый не угас? У детей до 10 лет точная информация, которая им преподносится, убивает естественную любознательность, желание что-либо знать. Взрослый должен не объяснять результаты собственного познания, а создавать условия по формированию у малышей СПОСОБОВ познания и обучение ПРИМЕНЕНИЮ этих способов в конкретной деятельности детей. Наши задачи: создать такую предметную среду, чтобы ребенок раннего возраста постоянно провоцировался на поиск, на встречу с неизвестными ему предметами окружающего мира (ТРИЗовцы говорят - объекты, с неизвестными свойствами и действиями уже знакомых объектов. Формирование сенсорной культуры без создания условий для всемерной и широкой детской сенсорной практики – глубокий педагогический самообман. И следующее: ребенок должен мотивированно исследовать. Это возможно при использовании имеющегося сейчас и здесь в группе детского интереса, через создание необычного момента, через погружение ребенка в цепочку практических действий, присваивающих ему основу научно-исследовательского поведения: анализ, систематизация, обобщение, концентрация внимания на цели, достижение цели, фиксирование устное и письменное результатов поиска. Нами были изучены материалы современных образовательных технологий, в частности, опыт педагогов, работающих по ТРИЗ - технологии. В ОТСМ – ТРИЗ работа с детьми с 2, 5 лет начинается с ознакомления детей с базовой модели: 1объект-признак-значение признака. Происходит это параллельно через ознакомление детей с: АНАЛИЗАТОРЫ ПРИЗНАКИ МОДЕЛИ МЫШЛЕНИЯ (НАБЛЮДЕНИЕ). Большой помощью по внедрению ТРИЗ-технологий в работе с детьми раннего возраста стал методический комплекс «Я познаю мир», автор Т. С. Сидорчук. На каждое направление разработаны технологические карты. Опыт, представленный в данном пособии, такой, что предъявляет к педагогу очень трудное и одновременно радостное требование: алгоритм за 20 лет создания отшлифован так, что на данном этапе никакого творчества с нашей стороны не вносится, оно даже вредно. Не бойтесь, это касается только исполнения алгоритма. Все творчество можно будет реализовать при создании ППРС группы, работе с родителями. В начале учебного года после прохождения периода адаптации, дети знакомились с анализаторами и их возможностями в познании окружающего мира. Была создана модель анализаторов – МАЛЬЧИК И ДЕВОЧКА ЭЛЬФЫ. Это могут быть любые герои, сказочные и реальные. Главное, у них должны присутствовать все анализаторы. Например, рыба не подойдет, так как у нее нет рук. 2 героя (мальчик и девочка) лучше, чем один, потому что так мы еще цепляем и гендерный принцип реализации образовательный программы. Но если вы начнете только с 1 героя, ничего страшного. После определения образа героев мы решили, что они не будут просто статичными на рисунке, а их дети могут взять, потрогать каждый анализатор руками, поиграть. Поэтому лучше изначально готовить съемную конструкцию настольного плана, которую будет не травматично детям самим брать, передвигать, помогать взрослому снимать и прикреплять какие-то детали. Надо понимать, что это не такое пособие, которое достается и убирается для проведения образовательной ситуации, оно ВСЕГДА И ПОСТОЯННО В ЗОНЕ ДОСТУПНОСТИ ДЕТЬМИ! Человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств. Сколько органов чувств у человека? (5). Чем быстрее у маленького ребенка сформируется понятие о том, что у человека есть такие средства восприятия, как глаза, уши, нос, язык, руки, тем более внимательным он будет к своим органам чувств. Главное, он будет учиться некоторым операциям рефлексии, то есть пониманию, какой орган чувств даёт информацию его мозгу и каким способом эту информацию можно проверить и использовать. Уже здесь он учится первым способам действий, которые позволяют ему самостоятельно добывать и перерабатывать информацию. Здесь все должно 1000-кратно повторяться САМИМИ ДЕТЬМИ И ПЕДАГОГОМ, НО НЕ ПЕДАГОГОМ, А ДЕТИ ТОЛЬКО СМОТРЯТ. Ознакомление с возможностями органов чувств мы начинаем с тактильного анализатора – руки. Напоминаю, что в алгоритме есть конкретные фразы, которые педагог должен говорить детям. По словам Татьяны Александровны Сидорчук, их нужно повторять строго, как написано: «Тупо –глупо, как попка-попугай». 2 «РУКИ – ПОМОЩНИКИ УМНОЙ ГОЛОВЫ» 1. Предложить детям показать свои руки, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать». 2. Организовать процессы обследования объектов руками. Предложить детям повторять фразы: «Руки- помощники умной головы». «Руки трогают, а голова понимает признаки объектов». «Руки ощущают значения признаков : температура, влажность, форма, рельеф и т. д. ( Фраза сообщается после ознакомления детей с именами признаков: температура, влажность, рельеф и т. д.) 3. На универсальном пособии у человека найти руки и предложить детям самостоятельно рассказать об их возможностях. 4. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть руки и они могут дать умной голове информацию о значениях признаков. На основе полученной информации у человека появляются мысли. 5. Самостоятельная исследовательская деятельность ребёнка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией,полученной с тактильного анализатора. И так постепенно вводятся все анализаторы, плюс ознакомление с миром эмоций - «Сердце дарит нам настроение». Процесс познания объектов органами чувств у человека сводится к выявлению признаков объектов. Необходимо разделять понятия «имя признака» и «значение имени признака». Имя признака - обобщающее слово, название признака: влажность, рельеф, цвет (его нельзя увидеть, потрогать). Значения признаков многообразны: мокрый – сухой, колючий – гладкий, красный – белый и др. Человек воспринимает их анализаторами. Например, красный - мы воспринимаем зрением, а имя признака «цвет» - понимаем в качестве обобщающего слова и не воспринимаем зрением. Необходимо первоначально направить усилия на целенаправленное формирование обобщенного понятия имя признака, а значения данного признака находить с помощью органов чувств. У маленьких детей значительно быстрее идет формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать, работая по алгоритму с именами признаков и их значениями. В нашем дошкольном учреждении мы используем данную модель в работе с детьми 2-3 лет. Работа по данной модели проходит в игровой форме ежедневно индивидуально и с малыми подгруппами детей в повседневной ситуации. В разговорной речи с детьми мы сразу используем слова «объект», «признак», «имя признака», «значок», никаких заменителей и синонимов. По началу мы тоже боялись: как так, дети еще на разговаривают, собака еще не умеют говорить, а мы им такие слова: объект, признак и т. д. Но поверили прежде всего технологии и научному руководству Сидорчук! Поэтому с уверенностью теперь и сами говорим: дети осваивают такие слова не труднее слова собака. Игровые тренинги с детьми в первой младшей группе проводятся по 12 признакам: температура, влажность, размер, запах, форма, части, действие, рельеф, цвет, место, звук, вкус. 3Мы знакомим детей с одним признаком в течение двух недель. Сначала с детьми проводятся игровые упражнения по поиску признака в ближайшем окружении. Например : при ознакомлении с признаком «влажности» дети в течение определенного времени ощупывают руками разные предметы в ближайшем окружении и ищут объекты мокрые, сухие, влажные и т. д. При этом воспитатель постоянно проговаривает с детьми несколько раз данное имя признака. Например : «Ребята, какая по влажности матрешка». Через несколько дней мы показываем схематическое изображение данного имени признака. От имени этого значка задает вопрос. Например : «Этот значок спрашивает нас, какой объект по влажности?» В течение длительного времени (7 – 10 дней) мы обращаем внимание детей на значок имени признака и от его имени задаем вопрос к объекту. Дети ищут значение данного признака в окружении. В возрасте 2-3 лет детям надо давать возможность знакомиться с одним именем признака достаточно длительное время. Например, с именем признака «форма» дети играют в течение 2-2,5 недель, они узнают значение этого имени признака руками, а потом и глазами. Таким образом, происходит знакомство со всеми признаками в течение учебного года. К концу года дети самостоятельно открывают схему какого-либо имени признака, начинают искать значения этого признака в ближайшем окружении. Игровые ситуации на 5-7 минут, тренинги, игровые упражнения с именами признаков органичны свойствам психики малышей и способствуют развитию пространственного мышления, сообразительности. Для каждого из имен мы ввели соответствующие условное обозначение – значок и изготовили модель имен признаков «Сказочный цветок». В течение двух недель знакомили детей с одним именем признака. Сначала в течение недели в процессе игр-экспериментирований, обследования объектов с помощью разных анализаторов идет накопление чувственных представлений детей о каком-либо признаке (влажности, температуре и т. п., в пассивный и активный словарь детей вводятся новые слова – значения признака (прилагательные). На второй неделе детям предъявляется значок имени признака и говорится, что теперь значок будет спрашивать: «Какой объект по … (температуре, влажности и т. д.)». В процессе игровых упражнений у детей формируется умение отвечать на вопросы и задавать их от имени значка. К концу года дети познакомились с двенадцатью именами признаков, научились задавать и отвечать на вопрос от имени значка, значительно расширился словарь детей; дети проявляют познавательный интерес, любознательность и активность к окружающему их миру, Под технологические карты, следуя требованиям методического комплекса, мы сделали разнообразные игры и упражнения для детей. 4 Как уже выше было отмечено, при введении базовой модели ОТСМ (общей теории сильного мышления) «объект – признак-значение признака» крайне важно правильно подготовить ППРС группы. Дети не будут удерживать свой такой еще трепетный интерес и последствия адаптации к детскому саду. Им нужно, чтобы с ними уже сейчас были готовы открывать УДИВИТЕЛЬНОСТИ педагог и их ровесники. Огромной помощью в создании развивающей среды становятся такие игры и инструменты, которые, во-первых, стимулируют и поддерживают в активной форме практические исследовательские действия детей, во-вторых, в игровой форме помогают закреплять новый материал, в третьих, стимулируют детей на первые шаги в коммуникации. Игра «Волшебные варежки». Цель игры: найти в ближайшем окружении объекты такого же цвета, что и цвет варежек на твоих руках». Ребенок ходит, ползает, заглядывает в ящики, на полочки прикладывает свои руки в варежках к объектам,сравнивает, находит объекты и складывает в ящики соответствующего цвета. Детям раннего возраста нужно показать, что объекты ПО ЦВЕТУ бывают одноцветные и многоцветные, тёмные и светлые. В шкафчике всё по цвету тёмное, на подоконнике – светлое. Начали собирать копилку объектов красного цвета. Обычная коробка, обклеянная кусочками бумаги и ткани разных оттенков красного цвета. И список оттенков: алый, пунцовый, гранатовый, огненный и т. д. Идёт развитие речи ребёнка и обследование объектов по признаку цвет. Дети находят в группе, приносят из дома все объекты красного цвета. Это может быть всё, что угодно: кусочки ткани, игрушки, бросовый материал. Ароматные баночки. Цель : узнать объект по запаху, пополнение словарного запаса (душистый, ароматный, шоколадный, слабый, резкий).Внутри каждой баночки находится объект, имеющий запах (фрукты, чеснок, веточка ели, шоколад и т. д.).Глаза завязаны, работает только обоняние, нос. Некоторые дети пытаются подключить тактильный анализатор- руки. «Волшебные очки». Цель: найти в ближайшем окружении объекты, совпадающие по цвету очков и (или) по форме прорезей. Посмотрим на фотографии. Было дано задание детям- найти объекты, чтобы цвет и форма совпали с выбранным образцом очков. На первой фотографии ребё нок нашел объект верно: у него совпали оба признака – и цвет, и форма. У другого - совпадает форма, а цвет нет. «Шумовые коробочки и объекты»- игра на исследование объектов по признаку «звук».Объекты дети не видят, только уши могут дать голове информацию о значениях признаков звука. «Коробочка ощущений». В этой игре работает тактильный анализатор – руки. В коробочке находится объект, который исследуется по признакам. Ребенок должен понять, что не все признаки можно ощутить руками. Он не может сказать, что объект такого- то цвета, потому что он его не видит, а цвет ощущают глаза. Ежедневная образовательная ситуация. Перед детьми конкретный объект - пожарная машина. Каждый выбрал себе значок признака, по которому он 5 будет объект характеризовать. И тут они уже понимают, что для определения признаков влажность, температура и рельеф объект надо потрогать руками, для определения признака цвет или части посмотреть глазами, для определения запаха – понюхать носом. Дети перенимают способ действия. Не может сказать ребёнок, что машина мокрая, пока её не потрогает руками. Машина кажется мокрой, такую информацию даёт зрительный анализатор. Надо потрогать рукой, чтобы убедиться в обратном: машина сухая, но блестящая. Фиксируется обман зрения, рука – контролёр правильности воспринимаемых ощущений. Таким образом, меняя ежедневно конкретный объект, добавляя систематически вновь пройденные признаки, дети формируют навык научного способа познания – исследование любого объекта по его признакам. Умения и навыки исследователя, полученные ребенком в раннем возрасте, закладывают общую модель его мышления – системное, способное видеть общее в конкретном и выделять из конкретного общие черты. Здесь закладывается модель мышления человека будущего!

Публикация «Консультация для родителей „Применение технологий ОТСМ-ртв-ТРИЗ в работе с детьми раннего возраста“» размещена в разделах

Публикации по теме:

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Игротека к универсальному пособию по освоению дошкольниками способов познания (ОТСМ-ТРИЗ) Использование методического комплекса «Я познаю мир» направлено на освоение детьми способов интеллектуально-творческой и познавательной.

Информационно-ознакомительная консультация для родителей «Игры родителей с детьми раннего возраста по теме «Рыбки» Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Игровое общение с ребёнком в семье - это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Консультация для педагогов «Интеграция видов продуктивной и игровой деятельности в работе с детьми раннего возраста»Консультация для педагогов «Интеграция видов продуктивной и игровой деятельности в работе с детьми раннего возраста» Игра - ведущий вид деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Для малышей игра является мотивирующим фактором в изобразительной.

Консультация для воспитателей на тему «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми» МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида» КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОЙ РАБОТЕ.

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровительных группах» "Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровитедльных группах" После анализа музыкальных занятий с группами часто болеющих детей.

Применение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаПрименение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Применение «Лого-робот пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Детский сад расширяет возможности каждого ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Применение технологий ОТСМ-ртв-ТРИЗ в работе с детьми раннего возраста»
Опубликовано: 5 декабря 2023 в 08:10
+84Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Применение технологий ОТСМ-ртв-ТРИЗ в работе с детьми раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Калашникова Наталья Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД