Ирина Карманова
Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые мамы и папы, данная консультация поможет Вам самим еще раз вспомнить начальные знания о русском языке и будет хорошей «шпаргалкой» при выполнении творческих домашних заданий с детьми по программе обучения грамоте. В течение учебного года мы и дети должны научиться:
1. Слышать заданный звук в слове, называть слова с заданным звуком.
2. Определять место звука в слове, составлять схему.
3. Выполнять звуковой анализ несложного слова, состоящего из изученных звуков и букв, составлять схему.
Публикация «Консультация для родителей „Подготовка детей к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Темочки
4. Делить слово на слоги, составлять схему.
5. Определять количество слов в предложении, составлять схему.
6. Узнавать буквы, читать её, слоги и слова; писать печатным шрифтом буквы, слоги, слова.
7. Знать и различать понятия: звук, буква, слово, слог, предложение.
Звуки и буквы.
В русском языке 10 гласных букв (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю, 21 согласная буквы (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) и еще две особенные буквы – это Ь и Ъ, которые не обозначают звуков.
Теперь разберемся со звуками. Поможет в этом схема:
Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать:
* один звук (я - [а], е - [э], ё - [о], ю - [у] после согласных) белка - [б’элка])
* (два звука (я - [йа], е - [йэ], ё - [йо], ю - [йу] в начале слова (ёлка - [йолка], после гласной (баян - [байанЪ], а так же после Ь и Ъ (вьюнок - [в’йунок], съел - [сйэл]).
Согласные звуки, в свою очередь делятся на твёрдые и мягкие. Мяг-кость согласного звука обозначается значком: ’
Мягкость согласных на письме обозначаются двумя способами: с помо-щью мягкого знака и с помощью букв Е, Ё, И, Ю, Я.
Помните:
звуки [ж], [ш], [ц] – всегда твёрдые
звуки [й’], [ч’], [щ’] – всегда мягкие.
Согласные звуки еще делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума. Сравним, например, произнесение звуков [в] и [ф]. Когда произносим звук [в], голосовые связки дрожат (вибрируют, когда произносим [ф], голосовые связки в спокойном состоянии. Это можно проверить, приложив ладонь к горлу или, закрыв уши, услышать голосок. Часть согласных образуют пары звонких и глухих звуков:
Не образуют пар звонкие [л], [м], [н], [р], [й].
Не образуют пар глухие [х], [ц], [ч], [щ].
Условные обозначения:
Гласный звук – красный кружок или квадрат.
Согласный твёрдый глухой звук – синий кружок или квадрат.
Согласный мягкий глухой звук – зеленый кружок или квадрат.
Согласный твёрдый звонкий звук – синий с колокольчиком кружок или квадрат.
Согласный мягкий звонкий звук – зеленый с колокольчиком кружок или квадрат.
Определение места звука в слове.
При определении места звука в слове необходимо напомнить ребенку, что у слова есть:
- начало (звук, с которого слово начинается)
- конец (звук, которым слово заканчивается)
- середина слова (все звуки между первым и последним звуками).
Отображая схему этого задания, необходимо нарисовать:
- где целая полоска обозначает - целое слово
- а деления – это части слова
(1 - начало слова, 2 - середина слова, 3 - конец слова)
Например, задание: Определи место звука А в словах:
АИСТ МАК РУКА
Звуковой анализ слова.
При выполнении задания по звуковому анализу слова необходимо предложить ребенку послушать и сказать:
- сколько всего звуков в слове,
- какой звук первый (назвать звук; гласный/согласный; твердый/мягкий; звонкий/глухой; каким квадратиком обозначаем, нарисовать символ звука (смотри выше обозначения звуков).
- второй (та же работа, третий (та же работа… последний (та же работа).
Все символы звуков слова рисуются рядом.
Например, слово АУ:
- в слове АУ - 2 звука
- Первый звук А, он гласный, потому что его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды, голосок работает. Рисуем красный квадратик.
Второй звук У, он то же гласный, потому что его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды, голосок работает. Рисуем рядом еще красный квадратик.
Например, слово ДОМ:
- в слове ДОМ три звука
- первый звук Д, он согласный, т. к. его нельзя тянуть, петь, воздушная струя встречает преграду – язычок; звук Д – твердый, звонкий. Рисуем синий квадратик с колокольчиком.
- второй звук О, он гласный, потому что его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды, голосок работает. Рисуем рядом красный квадратик.
- третий звук М, он согласный, т. к. его нельзя тянуть, петь, воздушная струя встречает преграду – губки; звук М – твердый, звонкий. Рисуем рядом синий квадратик с колокольчиком. Под каждым квадратиком – символом звука подписываем соответствующую букву.
Определение количества слогов в слове. Ударный слог.
При выполнении задания по определению количества слогов в слове, можно:
- похлопать слоги. Например, ма-ли-на; дом; сан-ки.
- приложит к подбородку ладонь и посчитать, сколько раз опустится подбо-родок.
- сосчитать, сколько гласных в слове.
К концу года дети должны усвоить и применять правило при определении количества слогов:
СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.
Составляя схему, необходимо нарисовать целую полоску (это целое слово) :
Затем разделить на количество слогов. Отметить, на какой слог падает уда-рение.
/ /
___/___/___ (Ма-шень-ка)
/ /
Схема предложения.
При составлении схемы предложения необходимо напомнить ребенку, что:
- сначала выкладывается длинная полоска, обозначающая целое предложение
___
- под длинной полоской выкладываются короткие полоски (по количеству слов в предложении).
Например: Наступила холодная, морозная зима.
___ .
___ ___ ___ ___ .
- Обращаем внимание на уголок у первой короткой полоски – заглавную букву, начало предложения.
- Если в слове есть маленькое слово (предлог, союз) обозначаем его самой ко-роткой полосочкой на нужном месте в предложении.
Например: Мама идет в магазин. .
- Обращаем внимание на точку в конце предложения: предложение закончено.