Зарема Акки
Консультация для воспитателей «Готовность детей к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность детей к обучению грамоте.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому важен весь процесс речевого развития детей : развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой стороны речи. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий, произвольности речи составляет важный аспект подготовки к обучению письменной речи. Это является составной частью общей психологической готовности к школе.
Публикация «Консультация для воспитателей „Готовность детей к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Показателями готовности к обучению грамоте являются умения : сосредотачивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи.
Формирование речевых умений и навыков и осознание явлений языка и речи – взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формированию элементарных знаний речи повышают уровень ее произвольности и осознания, это оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей. Необходима двустороння связь между процессом развития речи и подготовкой к обучению грамоте.
Психологический аспект.
Обучение чтению и письму предполагает, что обучаемые должны предварительно освоить звучащее слово – важный элемент устной речи.
С анализа «живой речи» рекомендовал начинать К. Д. Ушинский. Он утверждал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова.
Целесообразность привлечения внимания к структуре звучащего слова в период подготовки к обучению грамоте объясняется тем, что в дальнейшем, по мере ознакомления с буквами, во время чтения, а затем и письма в сознании обучаемого будет происходит воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения. Одной из психологических предпосылок овладения чтением и письмом является представление о том, что слова не только называют определение но и предметы, их признаки, действия, состояния, но и звучат, т. е., состоят из звуков. Первоочередная задача обучения грамоте состоит в том, чтобы открыть ребенку звуковую форму слова, познакомить его со звуковым строением слов.
Исследования позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки начала обучения грамоте.
- во 2-й младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук»;
- в средней группе продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т. е., учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно. Формируются умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов, определять и изолированно произносить первый звук, называть слова с заданным звучанием.
- в старших группах учат проводить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемы звуки (гласные, согласные твердые и мягкие, ударные гласные]6 безударные гласные).
- в подготовительной группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение чтению и письму.
До ознакомления с буквами дети должны не только научиться слышать и выделять отдельные звуки в словах, но и усвоить]]]]]]6 что звуки в слове следуют один за другим в определенной временной последовательности. Без формирования навыков звукового анализа, без развития у детей фонематического восприятия обучать грамоте трудно.
Определение последовательности звуков в словах – сложное умственное действие. Его следует формировать постепенно по следующим этапам: 1. Составление предварительного представления о знании;
2. Освоение действия с предметами;
3. Освоение действия в плане громкой речи;
4. Перенос действия умственный план и окончательное становление действия.
На 1-м этапе при помощи подчеркнутого произнесения отдельных звуков в слове детям дают возможность «проникнуть» в звуковую структуру слова, «прикоснуться» к ней.
На 2-м этапе – звуковую структуру слова представляют в виде материальных единиц: фишек, схем. Ребенок видит клетки схемы (место звуков в слове), берет фишки – звуки и располагает в схеме. Т. о., звуки, составляющие слово, воспринимаются и слухом, и зрением, осязанием.
На 3-м этапе ребенок последовательно называет, проговаривает звуки, не моделируя схему слова.
На 4-м этапе снимается и проговаривание. Ребенок определяет порядок расположения звуков в слове про себя «в уме».
Исследователи установили: самостоятельное выделение звука из слова на первых этапах обучения невозможно без интонирования, особого произнесения звука. Ему, как способу выделения звука, и стоит учить детей.
Интонирование позволяет услышать отдельные звуки, выделить первый и последний звуки. Для установления последовательности звуков в словах необходимы еще и действия детей с материальными единицами – фишками.
Лингвистический аспект.
Единицей речевого общения является предложение, в нем реализуются основные функции языка – познавательная и коммуникативная.
Нецелесообразно предлагать в детских садах определение предложения – это недоступно дошкольникам. Нужно ознакомить их с основными признаками и структурой предложений. При этом не следует сообщать грамматические правила, определения. Необходимо организовать наблюдения над предложением и выполнение конкретных действий с ним (деление на слова, разъяснение смысла и цели высказывания, работа над интонацией).
Предложения состоят из слов, которые имеют много признаков: лексическое значение, грамматическая форма, фонетическая оболочка и недвуударность. С лексическим значением дети к 5-ти годам хорошо знакомы. Они усваивают, что слова всегда что-то называют. Практически усваивают и грамматические формы слов. Еще не зная правил грамматики ребенок уже протестует против явного нарушения норм сочетаемости слов в предложении. Ребенок усвоил и традиционную звуковую оболочку слов, но еще «не открыл» для себя, что слово состоит из звуков, что оно делится на слоги. Умело переключая внимание с лексического значения на фонематическую сторону слова, можно научить дошкольников ориентироваться в его звуковой структуре.
Слово делится на слоги – звук или несколько звуков произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Относительно легко дается детям деление на слоги слов, состоящих из открытых слогов (ма-ши-на, му-зы-ка). Не вызывает особых трудностей выделение слога, оканчивающегося на [й] (бой-ко, май-ка). Играет роль в делении на слоги качество согласных и место ударения. Если 2-й звук согласный [ й],[ р],[ р’],[ л], [л'],[н],[н'],[м],[м'],[в],[в'], то слогораздел тоже зависит от ударения: если оно предшествует сочетанию согласных, 1-й звук отходит к предшествующему слогу (ост-рый, туск-ло); если ударный после группы согласных, вся она отходит к последнему (рас-прямил, во-ткнул).
В слоговых границах возможны колебания. Например, чисто фонетически делятся на слоги слова: ра-здеть, ра-здавать. Но такие слова можно делить и по- другому, с учетом их морфемного состава : раз –деть, раз-да-вать. Если морфемный состав не играет роли в делении слова, то действует фонетический закон открытого слога.
Слоги состоят из звуков, которые различаются двух типов: согласные и гласные. Гласные - образуют слог, а согласные только входят в его состав. Гласные и согласные отличаются способом образования: при произношении гласных – воздушная струя не встречает преград, согласных – воздушная струя встречает преграды.
Письменная речь близка к устной, но не тождественна ей. Т. к., количество звуков не совпадает с количеством букв алфавита (42 звука и 33 буквы). На этапе ознакомления детей со звуковой структурой слова следует отбирать для звукового анализа такие слова, которые произносятся и пишутся одинаково (мам, роза, машина, но не лед, вода, гриб, дома).
Правильно подбирая слова и предложения, воспитатель еще до школы формирует у дошкольников элементарные, но научные представления о языке и правильные навыки анализы устной речи.