Татьяна Куприянова
Консультация для педагогов «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила : учитель-логопед Куприянова Т. В.
Цель: познакомить воспитателей с основными приёмами и упражнениями по ознакомлению воспитанников с основными понятиями курса обучения грамоте, основанных на звуковом аналитико-синтетическом методе подготовки детей к обучению чтению.
Одной из задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.
Публикация «Консультация для педагогов „Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д. Б. Эльконин, В. Н. Зайцев, Г. А. Глинка, Л. Е. Журова, Н. С, Жукова, Н. С. Нищева). Педагоги вправе выбирать ту или иную методику, учитывая особенности развития каждого ребенка, его возможности и способности.
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.
Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте :
• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
• Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных и согласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; последовательно выделять звуки и устанавливать их место в слове. Знакомство детей с терминами : "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемами-моделями.
2
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Ребенок должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «чтение есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».
Создателем наиболее совершенного варианта звукового метода обучения грамоте в России был К. Д. Ушинский, который разработал звуковой аналитико-синтетический метод. Звуковой анализ предшествует синтезу, но тесно с ним связан.
Рассмотрим на примерах организацию работы по формированию фонетических умений.
Педагогам всегда надо помнить, что ведущая деятельность ребёнка – игра, а следовательно, обучение должно проходить в занимательной, игровой форме. Использование системы речевых игр позволяет им успешно овладеть звуковым анализом и синтезом, с интересом узнавать особенности слов, учиться применять их в речи.
Далее предлагаются методические приёмы, методы и игры, которые педагог может использовать на занятиях по обучению грамоте и отдельно.
Во–первых, даём понятие «предложение» как часть рассказа. Педагог говорит детям : «Чтобы мы понимали, о чём мы говорим друг с другом, нужно говорить предложениями, а не просто отдельными словами».
- Что я хочу сказать?
Большой… Вы меня поняли?
- Нет.
- Большой стол, шкаф, мяч, мальчик?
3
- Это всё отдельные слова, и мы не знаем, что делает «большой мальчик».
Большой мальчик идёт гулять. Вот это предложение. Предложение всегда несёт нам какую-либо информацию, о чём-то говорит. Предложение содержит законченную мысль.
Первое задание: составляем предложение по картинке (н-р, о лисёнке, о зайчонке и т. д.).
Сообщаем детям, что рассказ состоит из предложений. Второе задание: будем считать предложения, и загибать пальцы, для чего руку, согнутую в локте, поставим на стол. Вслух читается небольшой текст (из 2-3 предложений) с выразительными паузами между предложениями.
Вопросы:
- Что мы делали? (Считали предложения.) Сколько предложений в этом рассказе?
Третье задание: прислушаться, чтобы сосчитать предложения, обратив внимание на паузы (остановки). Считать надо «по секрету», спрятав руки под парту.
Вопросы:
- Сколько предложений в этом рассказе? Что длиннее: рассказ или предложение? Что короче: рассказ или предложение? Из чего можно составить рассказ? Как удалось правильно подсчитать предложения? К чему прислушивались? (К паузам, к остановкам.) Где была пауза? (В конце предложения.)
Делаем вывод: надо не просто слушать, а прислушиваться.
Предложение можно произнести, его можно записать, обозначить на бумаге. Дети ещё не знают букв, но уже учатся «записывать» предложения, изображать его в виде схемы, моделировать. Педагог объясняет, что предложение, даже не зная букв, можно записать. Оно будет выглядеть так:. Начало предложения обозначено уголком, а в конце ставится точка, которая показывает, что надо сделать остановку голосом (паузу).
4
Далее переходим к толкованию термина «слово». Рассмотрим следующие приёмы.
Взрослый:
- Серый волк в густом лесу встретил рыжую? Предложение закончилось? Что нужно добавить? (Слово.) Вот загадки-добавлялки:
* Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал (заяц).
*Верещунья-белобока, а зовут её (сорока).
*-Где обедал, воробей?
-В зоопарке у (зверей).
*Не хотел котёнок мыться –
Убежал он из (корытца).
- Что мы добавляли? (Слова.) Что получалось? (Предложения.) Делаем вывод: из чего можно составить предложение? (Из слов.) Что короче? Что длиннее? Предложение или слово?
- Машинка. Кукла. Конструктор. Что я сказала? (Слова.) Сколько слов? Можно ли назвать это предложением? Почему? (Предложение всегда понятно. В предложении говорится о ком-то или о чём-то.)
Педагог объясняет, что можно записать предложение и указать количество слов в нём с помощью схемы.
Следующий этап – составление предложений по ситуативным картинкам с опорой на схемы. Так дети сами приходят к правилу правописания: «Слова в предложении пишутся отдельно одно от другого».
Дети учатся составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.
Взрослый предлагает поиграть в следующие игры:
1. Игра «Покажи цифру 3». Учитель читает предложения, дети должны показать цифру 3, когда услышат предложение из трёх слов.
5
1. Дети играют. 2. Катя одевает куклу. 3. Таня шьёт кукле платье. 4. Зина помогает Тане.
2. Игра «Покажи цифру». Учитель читает предложения. Дети определяют количество слов в предложениях и показывают с помощью цифры.
1. Наступила золотая осень. 2. Желтеют листья. 3. Птицы улетают. 4. Колхозники убирают богатый урожай.
3. Задание: составить предложение по схеме с заданным количеством слов.
4. Упражнение: дети придумывают предложения и составляют схемы (самостоятельно; коллективно; 1 ребёнок у доски, остальные на местах).
Формирование понятия слог.
Произнесённое слово делится на части, каждая из которых произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Это и есть слог. Слог – естественная минимальная произносительная единица. Иначе говоря, членение слова на слоги (в отличие от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений.
Детям предлагаем отгадать загадку.
За деревьями кустами
Пробежала будто пламя.
Промелькнула, пробежала
Нет ни дыма ни пожара. (Лиса)
- Произнесите слово лиса и понаблюдайте, сколько раз вы открывали ротик.
- Что мы сказали, открыв ротик первый раз? (Ли.)
- Это целое слово или его часть? (Часть.)
- А что надо ещё добавить, чтобы получилось слово ЛИСА? (Са – ещё одну часть.)
6
- Так как же мы говорим слово ЛИСА, сразу всё слово или по частям? (По частям.)
- Скажем слово ЛИСА по частям. (ЛИ-СА.) Сколько частей в этом слове? (2 части.) Какая первая? (ЛИ.) Какая вторая? (СА.)
- Можно ли назвать часть ЛИ словом? (Нет, это не слово.)
- Как же называются такие части, из которых слагаются слова? Такие части называются СЛОГИ. Обозначать слоги мы будем вот так:
Воспитанники, как правило, более активны, контактны, понятливы и дружелюбны с введением игровых приёмов. Пользуясь мячиком как учебным инструментом, легко смоделировать слоговой состав слова. Деление слова на слоги производится под удары мяча об пол по образцу учителя, который, стоя в кругу перед детьми, демонстрирует и
речевое, и предметное действие, тем самым, приглашая детей к
совместным сопряжённым активным действиям.
1. Приглашением к началу упражнений с мячом часто служат и речевые причины, с внедрением в их канву слов-терминов:
- Буду я сейчас водить
Буду я произносить
Какое-нибудь слово.
Вам нужно повторить,
Потом на части разделить.
Под мяч! Начинаем!
Мама! (Ма-ма) Сады! (Са-ды) Родина! (Ро-ди-на) Cливы! (Сли-вы) Ура! (У-ра)
Буду я сейчас водить,
Буду я произносить
7
Только части слов сначала.
Части нужно так составить
Чтобы слово зазвучало: ды, са; вы, сли; ки, ру.
- Сады, сливы, руки! – угадывают дети.
2. Договори слово.
Цель: выработать навык деления слов на слоги, научить выделять закрытый слог.
Ши…на вет…ка
Ти…на Сум…ка
Ра…на шут…ка
Пе…на мар…кА
3. Договори последний слог (с мячом)
Я начну, а вы кончайте,
Часть любую добавляйте,
Можно «сы», можно «са»,
Бу-, ве-, но-, ли-, ко-.
4. Деление слов на слоги и составление слов
из слогов (с мячом)
Буду я сейчас водить,
Слово вслух произносить.
Слово нужно повторить
И на части разделить.
5. Игра «Паровозики», «Весёлый паровозик».
8
По предметным картинкам, дети делят слова на слоги, определяют количество слогов и помещают картинку в соответствующий вагон паровоза.
6. Дидактическая игра «Дом, за-мок, из-буш-ка».
Слова, состоящие из одного слога заселяются в дом, из двух слогов – в за-мок, из трёх слогов – в из-буш-ку.
7. Соотнеси картинки и схемы.
Предлагаются слоговые схемы слов, состоящие из разного количества слогов и предметные картинки. Дети должны соотнести картинки со схемами.
8. Подбери слово (картинку).
При изучении какой-либо лексической темы (например, овощи, педагог предлагает детям слоговую схему слова и предметные картинки. Далее просит подобрать слова (картинки, соответствующие данной схеме.
9. Покажи цифру.
Воспитанники делят заданное слово на слоги и показывают нужную схему.
Усвоению темы «Звуки речи» помогают следующие приё мы работы:
1. Составление слога (слова) по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала.
Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам [т], [о], придумывают слова с данным слогом. Аналогично составляют слова.
2. «Строители». Сейчас поиграем в игру, которая называется «Строители». Теперь мы будем «строить» слова, собирать из звуков. Я буду произносить отдельные звуки, а вы их будете объединять в слова.
Учитель: «Есть два звука: [АА], [УУ], а вместе получится…»
Ребё нок: «[ААУУ] (ау)».
Учитель: «Кто так кричит?»
9
Ребё нок: «Тот, кто заблудился в лесу».
Звуки: а) [УУ], [АА]; б) [ИИ], [АА]; в) [ОО], [ОО]; г) [с-у-п].
3. - Что слышите? – Узнавание «рисующих» звуков: - Послушайте, какой звук повторяется и помогает представить картинку, нарисованную словами:
Тише, тише, тише, тише, Скажи погромче слово гром
Шелестят на крыше мыши… Грохочет слово, словно гром.
И. Токмакова А. Барто
Работаем над понятием звуки гласные и согласные.
Изучение темы «Знакомство с гласными и согласными звуками» можно организовать так:
- Мы с вами сделали важное открытие: мы узнали, что слова, когда их произносят, состоят из звуков.
- Вместе потянем и послушаем первый звук: а-а-аист. Назовите его: [а]. Понаблюдаем друг за другом: как мы произносим этот звук. Произнесём тихо., а теперь громче., ещё громче… Что происходит со ртом? (Открывается.) Один учёный так и назвал эти звуки – «ртораскрыватели». А попробуем плотно закрыть рот и произнести этот звук. Получилось? Почему? Хотите объясню? Нам помогает звуки произнести воздух. Когда мы произносим звук [а], воздух проходит свободно, не встречая преград. Проверьте.
- А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился. Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, учёные назвали ГЛАСНЫМИ. Чтобы нам не потерять гласный звук [а] в слове аист, обозначим его схемой красного цвета.
Теперь послушаем последний звук в слове аист. Давайте вместе его произнесё м: аист-т-т. Ещё раз произнесите его и понаблюдайте: воздух тоже проходит свободно или встречает преграду? Где же эта преграда, чем она создана – понаблюдайте за собой, можете посмотреть друг на друга… Проверим. Попробуем произнести так, чтобы язык ни к
10
чему не прикасался… Получилось? Звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду, назвали СОГЛАСНЫМИ. Согласные звуки в русской речи всегда идут рядом с гласными – вот они и согласные. Их будем обозначать схемами синего цвета.
Произнесём ещё раз наше слово аист и послушаем: между звуками [а] и [т] есть ещё звуки: а-а-и-и-с-с-т-т. Какие же это звуки, гласные или согласные – как узнать? (Понаблюдать, есть ли преграда для воздуха.) Произносим, наблюдаем и узнаём… Обозначим эти звуки. Может быть использовано и другое объяснение: «Гласные – ртораскрыватели. Чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные – ртосмыкатели. Чем громче их надо произнести, тем плотнее надо сжать рот. Произнесите сначала тихонько, а потом громко: а! А! Заметили, что рот во втором случае хочет шире открыться? Произнесите сначала тихонько, а потом громче: с! С! Заметили, когда громче, то язык стремиться плотнее примкнуть к зубам?»
1) Задание: назвать картинку (дом, кот, лук, мак, кит, бык, выделить на слух согласные звуки.
2) «Скажи слово с нужным звуком».
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Игра с мячом. Учитель предлагает придумать слово со звуком [а] (бросает мяч любому играющему). Ребё нок: «Шапка». Бросает дальше. … Так закрепляются гласные и согласные звуки. Затем игра усложняется, можно предложить назвать согласный (гласный) звук в начале слова, в середине или в конце.
3) «Определи гласный звук». А теперь послушайте слова. Какие гласные звуки в них слышите? Отвечайте полным ответом. Слова: мак, зуб, кот, мышь, дуб, сон, таз, дым, суп, лось, рысь.
4) «Звуковой мячик». Учитель бросает детям по очереди мячик с заданием, а дети возвращают с ответом. Если учитель бросит с заданием «гласный», то ребёнок «бросает» в ответ название одного из гласных звуков. Если учитель бросает мячик с заданием «согласный»,
11
ребёнок – ответ с согласным звуком. Аналогично твёрдые и мягкие звуки. А если в задании прозвучит какой-то согласный (гласный) звук, то нужно будет ответить, какой это звук.
5) «Измени слово». В слове «бак» замени гласный звук на звук [ы]. Что получилось? и т. д.
6) "Разложи картинки" : подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].
7) При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.
Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].
Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков З. Е. Агранович) Далее дети произносят звук сами. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие - губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.
12
Вот некоторые виды упражнений, способствующие формированию умений различать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.
Лучше всего выделяет человек качества согласных при сопоставлении пар слов, в которых единственным различителем лексического значения является именно это подлежащее выделению свойство. Вот почему легче всего ребёнок улавливает различие между твёрдыми и мягкими согласными, сравнивая слова, например: хор – хорь, жар – жарь, нос – нёс, галка – галька. Дети наблюдают над артикуляцией. Обозначаем твёрдые и мягкие согласные схемами синего и зелёного цвета.
1) «Фонарики». Для данной игры у каждого ребё нка по три квадратика: красный, синий и зелёный.
- «А сейчас берите в руки фонарики и показывайте красный глазок, если услышите … Какой звук? Правильно, гласный. А если будет твёрдый согласный звук, то вы покажете … Какой глазок фонарика? Конечно, синий. Мягкий согласный? Зелёный. Начнём.
Звуки: [ИИ], [АА], [В'], [К], [ОО], [Л'], [ЫЫ].
2) При помощи звуковых схем, обозначающих твёрдые и мягкие звуки, дети показывают, какие звуки они слышат в словах, названных педагогом.
Учитель подбирает слова, в которых изучаемые звуки находятся в начале слова, в середине слова, в конце: петух, полка, паук, пустырь, пират, пятка.
3) Воспитанники подбирают слова на предложенный учителем звук.
4) Упражнение проводится в виде игры, например: купите на рынке овощи с мягкими (твёрдыми) согласными звуками.
Ознакомление со звонкими и глухими согласными также проводится с опорой на наблюдения над произношением звуков.
13
Широко используемый приём определения звонкости-глухости согласных путём прикладывания руки к горлу (или произнесения звука с заткнутыми ушами) особенно полезен для определения звонкости-глухости непарных согласных.
Звукобуквенный анализ и синтез.
Д. Б. Эльконин считал, что вопрос звукового анализа и его места в системе обучения чтению является одним из старейших и, пожалуй, наиболее спорных.
Для воссоздания звуковой формы слова и анализа в звуковой системе языка Д. Б. Эльконин предлагает введение фонемного анализа. Под фонемным анализом он понимает:
1. выяснение порядка следования фонем в слове;
2. установление различительной функции фонемы;
Фонемный анализ должен дать ребёнку ориентацию в звуковой системе языка, без которой нельзя сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, т. е. невозможно научить читать. Тем самым выделяется особый этап в обучении, в задачу которого входит введение ребёнка в фонемную (звуковую) систему языка.
Разрабатывая систему обучения детей фонемному анализу, Дмитрий Борисович выдвинул следующие правила: только в целых словах фонема может быть ясно вычленена на основе своей функции. Таким образом, фонемный анализ в своей исходной форме есть установление последовательности фонем в полном слове.
Второе правило – произнесение слова необходимо преобразовывать. Для этого надо последовательно произносить одно и то же слово, каждый раз, интонационно выделяя очередной звук.
Например, для анализа слова мама ребё нок должен произнести его 4 раза: «Мама, мАма, маМа, мамА». Автор говорит об «интонационном выделении», имея ввиду, что, если звук не тянется, его следует подчеркнуть силой голоса, повторами. Такому произнесению слова – для установления его фонемного состава и порядка следования фонем – ребёнка надо специально учить. При этом ребёнок сталкивается
14
с двоякими трудностями: он должен отвлечься от значения слова и начать действовать с его формальной стороной, со звуковой формой как звуковым комплексом. Детям необходимо сначала предлагать произносить односложные слова из трёх, а затем из четырёх фонем (кот, мак, нос, лес, слон, волк). Лишь, после того как освоено произнесение слова с интонационным подчёркиванием одного звука на таких односложных словах, можно переходить к анализу слов, состоящих из двух открытых слогов.
На первой стадии фонемного анализа самое важное – выделить порядок, последовательность фонем. Соответственно необходима такая форма материализации, при которой моделировалась бы именно данная сторона фонемной структуры слова.
Автор предлагает следующее: на картинке изображается предмет, слово – название которого должно быть проанализировано. Под картинкой клетками по числу фонем чертится графическая схема фонемного состава слова. Кроме картинки с графической схемой фонемного состава слова ребёнок получает звуковые схемы. Выделяя на основе интонационно подчёркнутого проговаривания фонему за фонемой, ребёнок фиксирует каждую фонему, ставя фишку в очередную клетку и последовательно заполняя фишками всю схему. Действия ребёнка с графической схемой и фишками служат средством фиксации каждой выделенной фонемы и контроля за правильностью полученного результата. Если ребёнок заполнил не все клетки, то совершенно очевидно, что он выделил не все фонемы.
1) Игра «Светофорики».
Взрослый показывает детям предметные картинки (произносит слова, например, со звуком «а», дети должны определить место звука в слове (начало, середина, конец) и положить фишку на соответствующий сигнал светофора.
2) «Составь схему». Учитель читает загадки, дети отгадывают их и составляют схему слова-отгадки.
3) «Какое слово спряталось». По схемам-моделям, показанным на наборном полотне или на доске, определить какие слова спрятались.
(стул, стол, слон) (молоко, голова)
15
(рама, роза)
4) Найди картинку, которая соответствует данной схеме;
5) К картинке подбери схему;
6) Исправление ошибок в составленных фонетических моделях: - Правильно ли Незнайка составил схему слова зима:
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.
16
Список литературы
1. Г. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» - СПб. : Питер Пресс, 1997.
2. Л. В. Козлова «Обучение звуковому анализу как речевому действию в период обучения грамоте». Журнал «Начальная школа» №8, 2004 г., стр.
3. И. В. Крымская «Что помогает овладеть навыком слогоделения?».
Журнал «Начальная школа» №6, 2003г., стр. 90.
4. Н. В. Нечаева «Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке и рабочим тетрадям по чтению» (система 1-4). Москва: «Центр общего развития», 1999г., стр. 9-26.
5. Э. В. Рыбина «Работа над слогоритмической структурой слова на логопедических занятиях». Журнал «Начальная школа» №1, 1990 г., стр. 8 – 13.
6. Л. А. Ратушняк «Пишем, не зная букв». Журнал «Начальная школа» №10, 2002г., стр. 87-88.
7. Э. В. Рыбина «Работа над гласными звуками на логопедических занятиях». Журнал «Начальная школа» №9, 1997г., стр. 64-65.
8. Э. В. Рыбина «Работа над гласными звуками на логопедических занятиях». Журнал «Начальная школа» №1, 1995г., стр. 60.
9. М. С. Соловейчик «Первые шаги в изучении родного языка и речи». Москва 1999 г.
10. Т. П. Сальникова «Методика обучения грамоте». Москва «Воронеж» 1996 г.
11. Соколова Н. В. «Рабочая тетрадь по обучению чтению дошкольников» - М. : Школа Пресс, 2000.
12. Д. Б. Эльконин «Избранные психологические труды» Москва. Международная педагогическая академия 1995г.