Ирина Вячеславовна Щудрина
Консультация для родителей «Особенности подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР и ФФНР».
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Вам необходимо знать, что этапу подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР и ФФНР должна предшествовать определенная работа, основные направления которой следующие:
1. Развитие фонематического восприятия.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР и ФФНР“,» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты, силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
2. Работа над звукопроизношением.
По возможности необходимо устранить все недостатки произношения фонем (искажения, замены, отсутствия звука).
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков, умение различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок (например, ушел, зашел, пришел) или с помощью одной приставки от различных глагольных основ (например, пришел, прилетел, прибежал). Другой вид работы – подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа является работа над пониманием и употреблением предлогов, распространение и сокращение предложений.
6. Развитие связной речи.
Работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
7. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений.
С помощью различных игр, упражнений, массажа, пальчиковых гимнастик развивать тонкие движения пальцев рук.
8. Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги).
Это важно знать!
Что такое звуки? Звуки — это то, что мы слышим и произносим.
Что такое буквы? Буквы мы пишем и читаем.
Какие бывают звуки? Гласные звуки и согласные.
Чем они отличаются? Когда произносят согласные звуки возникает преграда (сомкнутые губы, зубы, а когда произносят гласные – преграды нет.
Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом.
Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, при произнесении глухих звуков голос «спит», а при произнесении звонких звуков голос звенит. Чтобы различить эти звуки можно применить тактильный контроль (ладонью прикоснуться к горлу и проверить наличие вибрации).
Буквы являются графическим символом звуков и имеют свое название. Часто получается так, что детей учат побуквенному чтению, то есть дети, видя букву, произносят не звук, а название буквы: бэ, мэ, не, пе, лэ. В итоге получается «дэомэ» вместо дом. Ребенок с трудом вникает в правила озвучивания букв и буквосочетаний. И это создает дополнительные трудности в коррекционном процессе. В методиках обучения грамоте предусмотрено называние букв их звуковым значением. Например [б], [п], [г], [д]. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.
Уважаемые родители, помните!
До начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Он должен представлять, что такое звуки речи, дифференцировать их, делить слова на звуки и слоги. Только после этого этапа можно будет начинать знакомить детей с правилами озвучивания букв, буквосочетаний и послогового чтения. Коррекционная работа ведется систематически и поэтапно, с учетом специфики имеющихся у детей речевых нарушений.