Ирина Цветкова
Всеобуч-практикум для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Всеобуч-практикум для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте»
Цель: повышение педагогической грамотности в образовательной области «Речевое развитие»
Задачи:
1. Раскрыть понятие «Звуковая культура речи»
2. Практически отработать навыки дифференциации, звукового анализа.
3. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.
Темочки:
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Ход всеобуча:
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей очередной встрече. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе, узнать, какую роль в развитии ребёнка играет воспитание звуковой культуры речи.
От того, насколько успешно ребёнок освоил основы звукового анализа, дифференциации звуков, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
И так, что же подразумевает воспитание звуковой культуры речи.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ
• Учить дифференцировать пары звуков: с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч,
л-р, различать свистящие (переднеязычные зубные щелевые (з, (з’) и (с, (с’, шипящие (нёбные (нёбно-зубные) щелевые [ж] и [ш] и аффриката [ч]) и сонорные звуки (р, л, н, м, й, твердые и мягкие соответственно (всего получается 10, твердые и мягкие
звуки, в словах, во фразовой речи.
• Учить называть слова с названным звуком, определять позицию звука в
слове (в начале – в середине – в конце).
• Отрабатывать дикцию, силу голоса, темп речи с использованием
скороговорок, чистоговорок, загадок, потешек, стихов.
• Развивать интонационную выразительность.
А теперь давайте вспомним основы подготовки к обучению грамоте :
Предложение состоит из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков. Звуки бывают –
Какие? (гласные, согласные). В каждом слове слышим звуки.
Воспитатель: Звуки на письме обозначаем буквами.
Звуки отличаются от букв? Что такое звук?
Родители : Звук - это то, что мы слышим, произносим.
Воспитатель: Что такое буква?
Родители : Буква это то, что мы видим и пишем.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Воспитатель: Вспомните и назовите гласные звуки
Родители : [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Воспитатель:Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть [ССС], [МММ].
Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г,. ] - в словах звучат сердито (твердо).
Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М',. ] - в словах звучат ласково (мягко).
Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).
Звуки [Ч, Щ, Й] -всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Воспитатель:Давайте немножко поиграем, я называю звук, а вы поднимаете синий или зелёный квадратик. А теперь называю слово. Если в начале слова услышите твёрдый звук, поднимите синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, мак, лимон, дом, кран, кит, кот)
Воспитатель:Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает :
- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие);
- определение количества звуков в слове;
- определение места звука в слове.
Это необходимо для:
-Обучения чтению
-Грамотному письму в школе
-Изучения родного языка
План анализа слова.
1. Произнесите слово и послушайте его.
Этот пункт исключительно важен, ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того как начнётся вычленение звуков из слова надо убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно.
2. Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.
Переход к этому действию означает начало собственного звукового разбора.
3. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой).
4. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй, обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)и т. д.
5. «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:
- Сколько всего звуков в слове?
- Сколько гласных звуков, сколько согласных?
- Сколько твёрдых согласных, мягких?
Овладение навыками выполнения звукового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя. Предупреждает возможность возникновения нарушений письменной речи. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Слияние звуков, материализованных с помощью фишек - есть моделирование чтения, а выкладывание фишек - аналог письма, только то и другое проходит в игровой и занимательной форме.
Практикум.
Воспитатель: сейчас я вам предлагаю на практике самим попробовать провести звуковой анализ слова (раздаются листочки с заданием)
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Кто пойдёт к доске?
А сейчас логопед познакомит вас с играми на развитие звукового анализа и синтеза.
Воспитатель: Уважаемые взрослые, наши мамы и папы. Конечно же это только первые ступени в страну подготовки к обучению грамоте. Нам предстоит ещё многому научиться, это:
- продолжить знакомиться со словом, научиться вычленять его как самостоятельную смысловую единицу из потока речи;
- научиться составлять предложения, делить предложений на слова и составлять из слов предложения;
- продолжить учиться делить слова на части (слоги) и составлять слова из слогов;
- продолжить знакомиться со звуковым строением слов, формировать навыки звукового анализа слов: определять количество, последовательность звуков (фонем) и составлять слова с определёнными звуками, понимать смыслоразличительной роли фонемы и многое другое.
Беседа с родителями :
«Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и что не понял?»
- Как вы считаете, пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшей жизни?