Кристина Проскурина
Консультация для родителей «Роль социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его
познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие
способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя,
помогает восполнить дефицит общения.
Социо-игровая технология помогает повысить воспитательный
потенциал занятия, она ориентирует воспитателя на поиск способов такого
общения с детьми, при котором принуждение уступает место увлеченности.
Смысл социо-игровой педагогики – группо-игровая педагогика. Любую
Публикация «Консультация для родителей „Роль социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ“» размещена в разделах
детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания,
договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть
окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют
одинаковое право на ошибку.
Социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу
выбора, свободу мыслей реб нка. Не менее важным в социо-игровой
технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не
должны быть неосознанными, дети спорят, оживл нно обсуждают, в деловой
обстановке общаются.
Составляющие социоигровой технологии :
- работа в микрогруппах;
- смена лидерства;
- дети двигаются;
- смена темпа и ритма;
- интеграция нескольких видов деятельности;
- воспитатель – партнер, советчик.
Давайте более подробно ознакомимся со всеми составляющими.
Микрогруппа – группа детей, внутри которой возникают почеловечески благоприятные и эмоционально само собой разумеющиеся
условия для позитивного сравнения своих знаний, умений, возможностей с
возможностями, умениями и знаниями своего друга. Микрогруппа позволяет
создать уникальные условия для детской самостоятельности.
Рекомендуемое число детей в микрогруппах: от 3 до 6. Работа детей в
малых группах такой численности нейтрализует давление лидеров на детей
не очень активных. К тому же тихому реб нку всегда есть возможность уйти
от давления лидера в микрокоманде, защитившись окружением детей таких
же тихих, как он.
Наиболее желательно, чтобы воспитатели и учителя на своих занятиях
создавали условия для объединения детей по шест ркам.
Многим педагогам кажется, что большинство заданий удобней
проводить по парам или четверкам (если на занятиях используются столикипарты, то два сдвинутых столика создают рабочее место для четверки — две
пары сидят напротив друг друга). Но в педагогической работе следует
исходить не из удобства для взрослого, а из удобства для детей.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
ДЕТСКИЙ САД №36 «ЛАСТОЧКА»Г. СВЕТЛОГРАД
Евгений Евгеньевич Шулешко отмечал, что в шест рке каждый
реб нок может найти наиболее выгодные условия для возникновения
коллективного делового общения. В большой группе все дети хотя и
известны друг другу, но не все близки между собой. Попадая же во время
учебных занятий в новые шест рки, дети расширяют и тренируют свои
умения входить в рабочий контакт с известными, но недостаточно близкими
сверстниками.
Воспитателям в течение года на своих занятиях полезно использовать
как постоянные шест рки, так и временные. Через работу в постоянных и
временных шест рках дистанция между разными детьми быстро
уменьшается. Одни дети начинают находить подходы друг к другу. Другие
открывают в себе ситуационную терпимость (толерантность) и начинают
видеть ее пользу для того общего дела, которым заняты все его соседи по
малой группке.
Микрогруппа возникает при игровом делении детей, либо по
интересам. При игровом делении на микрогруппы можно использовать:
- считалки;
- разрезные картинки;
- деление по цвету глаз;
- деление по цвету одежды;
- по буквам в имени и т. д.
Важно помнить, что деление детей на микрогруппы самим
воспитателем, может вызвать у детей негативное отношение к
деятельности.
Смена лидерства –в процессе выполнения задания участвует вся
группа: дети обсуждают, общаются между собой. Но представлять
выполненное задание нужно только одному: кому – решает компания,
выбирает представителя через голосования, либо по считалочке. В одной
компании представителей может быть несколько, в зависимости от
количества заданий. Такая форма работы позволяет не скучать активным
детям, а также помогает набраться опыта более скромным товарищам, и в
дальнейшем также выступать в роли представителя компании.
Движение детей – это также один из составляющих компонентов
социо-игровой технологии. Во время работы компании дети могут свободно
перемещаться по группе: меняются микрогруппы, дети выполняют задание,
ищут варианты выполнения заданий и т. д.
В социо-игровой технологии перемещение детей - неотделимый
атрибут. Можно сказать, что если во время занятия дети сидели на
стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология не
состоялась.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
ДЕТСКИЙ САД №36 «ЛАСТОЧКА»Г. СВЕТЛОГРАД
Смена темпа и ритма –при социо-игровой технологии дети действуют в
своем темпе и ритме, в зависимости от игры или задания. Вариантов может
быть несколько: на выполнение задания может отводиться определенное
время и по сигналу дети начинают выполнять задание и заканчивают тоже по
сигналу. А может быть другой вариант: каждый ребенок в микрогруппе
может действовать в своем темпе, как ему удобно.
Интеграция нескольких видов деятельности – в настоящее время очень
актуальный момент и в социо-игровой педагогике – неотъемлемая часть.
Социо-игровая технология подразумевает использование различных видов
деятельности: «если погнаться за 133 зайцами, то глядишь, с десяток и
наловишь».
Воспитатель – партнер, советчик – это тоже один из важных моментов
социо-игровой технологии, при котором, воспитатель занимает позицию
партнера по отношению к ребенку. На занятиях о том, что правильно, а что
нет – судит в основном педагог. И это стало нормой, не воспринимается как
проблема в обучении. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны:
это своего рода «суд» над детьми, который устраивает педагог. Если
воспитателям на своих занятиях брать на себя роль советчика, то, это
положительно сказывается не только на отношениях педагога с детьми, но и
появляются положительные моменты в отношениях с коллегами. Например,
многие педагоги некомфортно чувствуют себя на открытых занятиях, а если
воспитатель сам берет на себя роль партнера с детьми, то он по-другому
относится и к своим коллегам, пришедшим, на его открытое занятие.
Таким образом, данные рассмотренные выше компоненты, являются
главным отличием социо-игровой педагогики от традиционной.