Папки-передвижки

Консультация для родителей «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» у детей 5–6 лет в домашних условиях

Ольга Черникова
Консультация для родителей «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» у детей 5–6 лет в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы

учитель-логопед МБДОУ ДС № 32

«Дружные ребята», г. Старый

Оскол, Белгородской области

Черникова Ольга Борисовна

Что такое дифференциация звуков /С/-/Ш/? И так, ребёнок уже научился самостоятельно произносить звук /Ш/ в словах, чистоговорках, заучил наизусть скороговорки со звуком /Ш/. Это нас радует! Ну, вот не задача! Он теперь стал путать звуки /С/ и /Ш/ в словах. В этот момент основная наша цель – помочь ребёнку научить различать эти звуки на слух и кинестетически (ощущения движения, положения частей тела, в частности, языка и прилагаемых мышечных усилий).

Публикация «Консультация для родителей „Дифференциация звуков [С]-[Ш]“ у детей 5–6 лет в домашних условиях» размещена в разделах

Для этого родителям предлагаются специальные игры и упражнения, которые помогут научить ребёнка различать, т. е. дифференцировать звуки /С/ и /Ш/ в домашних условиях.

Как мы знаем, то у родителей дома не имеется специальных пособий, картинок или соответствующего оборудования для занятий по развитию речи и звукопроизношения с ребёнком. Данные игры не требуют специального оснащения методическим материалом.

Упражнение № 1

«Различаем звуки /С/ и /Ш/ по положению я зыка в полости рта»

Все упражнения выполняются перед зеркалом

Если ваш ребёнок не может ещё понять, где у него находится язык в полости рта, вверху или внизу, то делаем с ним следующее:

1. Обязательно используем зрительное восприятие ребёнка, большую роль здесь играет зрительный показ перед зеркалом. Обращаем внимание ребёнка где находится язык на звук \С\ - внизу, кончик языка лежит за нижними резцами. Показываем это ребёнку. Делаем упражнения для звука /С/, чтобы почувствовать, увидеть и понять, где находится язычок: «Почистим зубки», «Выметаем мусор», «Киска сердится».

Например: Взрослый говорит ребё нку: «Маша, на звук /С/, наш язычок находится внизу. Давай покажем с тобой. Теперь кончиком языка «почистим зубки» - тремся кончиком языка вправо-влево за нижними резами, а потом будем «выметать мусор» - кончик языка двигается вперед-назад. И еще сделаем упражнение «Киска сердится». Давай покажем, как «киска» выгибает спинку. Затем «киску» спрячем за «заборчик» - сделать зубы «заборчиком», губы в улыбке. А теперь споём с тобой «Песенку водички». Как водичка «свистит»? – с-с-с-с-с… - длительно». Ребёнок повторяет за взрослым все его упражнения.

Взрослый: «Маша, где находится язычок на звук /С/?

Маша: «На звук \С\ наш язычок находится внизу.

Взрослый: «Маша, а что делают ротик и зубки на звук /С/?

Маша: «Ротик широко улыбается, а зубки видны и напоминают «заборчик».

Обязательно похвалите ребёнка.

Взрослый: «Молодец, Маша!

2. Теперь обращаем внимание ребёнка, где находится язык на звук /Ш/.

Взрослый: Маша, давай с тобой сделаем «Чашечку». А теперь «пошипим» как змея. Где находится наш язычок, когда мы произносим звук /Ш/?

Маша: «Наш язычок находится вверху».

Взрослый: «А, что напоминают губы, зубы?»

Маша: «Губы напоминают «бублик», зубы – «заборчик» со щёлкой».

3. После того, как вы разобрали положение органов артикуляции при звуках /С/ и /Ш/, можно выполнять следующее упражнение «Поочередное произнесение звуков /С/ и /Ш/.

Взрослый: «Маша, сейчас мы с тобой будем по очереди произносить звуки /С/ и /Ш/, т. е. сначала «Водичка свистит», а потом «Змея шипит». Перед «водичкой» мы делаем «Киска сердится», а потом свистим «Песенку водички» : с-с-с-с-с…. Перед «змеёй» делаем «Чашечку», а потом «шипим как змея». Взрослый показывает упражнения и ребёнок за ним повторяет.

После того, как ребёнок освоил эти упражнения, то можно смело выполнять самостоятельно, соединив все упражнения: ссссссс –шшшш-сссс-шшшш-ссссс-шшшшш… и т. д. Упражнение повторяется многократно.

4. Теперь переходим к следующему этапу по дифференциации звуков /С/- /Ш/. в слогах.

Взрослый: «Маша, теперь мы с тобой будем произносить слоги со звуками /С/ и /Ш/. Ты должна очень внимательно слушать, где «свистит водичка», а где «шипит змея». И так, повтори строчку: са-са-са – ша-ша-ша.

Ребёнок должен повторить за взрослым всю строчку. Можно менять расположение слогов, что тренирует слуховое внимание ребё нка: ши-ши-ши – сы-сы-сы; со-со-со- шо-шо-шо; шу-шу-шу- су-у –су и т. д.

5. Упражнение поочерёдное произношение слогов. Образец показывае взрослый: са-ша-са-ша-са-ша… : шо-со-шо-со-шо-со…; су-шу-су-шу… и т. д.

6. Упражнение «Запомни-повтори»

Взрослый проговаривает строчку, а ребёнок точно должен её воспроизвести: са-са-ша; ши-ши-сы; шу-су-шу; со-шо-со и т. д. Менять порядок.

7. Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук /Ш/ (/С/).

Взрослый произносит звуки. Ребёнок, если услышит заданный звук, должен быстро хлопнуть в ладоши, например: с, з, к, с, ц, ш, с, з, ш…

Аналогичная игра используется при произнесении несложных слов. Звуки в этих словах чётко выделяются взрослым, например: санки, оса, шапка, заяц, коса, шахматы, петушок, сова, сынок, камыш, заноза и т. д.

Эту же игру можно использовать с другими движениями, например: если услышишь звук /С/ в слове, то прыгай, а если услышишь звук /Ш/ в слове, то приседай.

8. Игра «Скажи наоборот»

В каждой семье найдётся мяч. Эту игру, чтобы она была интересней, мы играем с мячом.

Взрослый и ребёнок встают напротив друг друга. Взрослый кидая мяч ребёнку, называет слово со звуком /С/, а ребёнок ловит мяч, затем возвращает мяч взрослому и называет слово со звуком /Ш/.

Взрослый может менять слова, не обязательно называет только слова со звуком /С/, но и со звуком /Ш/, а ребёнок должен с ориентироваться и назвать слово с противоположным звуком. Например: взрослый – санки, ребёнок – шапка; взрослый – сосулька, ребёнок – кошка; взрослый – пушка, ребёнок – песок и т. д.

9. Игра «Добавь слог СА или ША.

Взрослый называет первый слог слова, а ребёнок должен сообразить какой слог добавить, чтобы получилось слово СА или ША.

Например:

Взрослый: КО… Ребё нок: СА, получилось слово КОСА.

Взрослый: КА… Ребё нок: ША, получилась КАША

Взрослый: О…. Ребё нок: СА, получилась ОСА и т. д.

Конечно, слова нужно заранее подобрать.

10. Игра «Я маленькая, ты большая (большой)».

В этой игре взрослый превращается в ребёнка, а ребёнок во взрослого.

Цель ребёнка - внимательно слушать и исправлять ошибки взрослого.

Например: Взрослый говорит «сапка». А ребё нок его исправляет: «Не сапка, а шапка». «Шанки» - санки, «мысата» - мышата, «ананш» - ананс и т. д.

11. Игра «Какой звук потерялся /С/ или /Ш/?

Взрослый произносит слово, но пропускает соответствующий звук /С/ или /Ш/. А ребёнок должен сказать какой звук потерялся /С/ или /Ш/.

Например: ко…ка, …анки, пу…ок, камы…и, …умка, и т. д. Конечно, лова заранее нужно подобрать. Надеемся, что эти игры и упражнения вам и вашему ребёнку принесут одно удовольствие!

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях»Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях» 1. Знаете ли вы, что такое песочная терапия? -да; - нет; - затрудняюсь ответить. 2. Какие игровые виды песка вы знаете? - - затрудняюсь.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Консультация для любителей орхидей «Советы по уходу за фаленопсисами в домашних условиях»Консультация для любителей орхидей «Советы по уходу за фаленопсисами в домашних условиях» Дорогие друзья, доброе время суток! Фаленопсис получил особое распространение по всему земному шару. Ароматные пестрые цветы в форме.

Консультация для родителей «Как организовать изобразительную деятельность детей раннего возраста в домашних условиях» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей ребенка, которые.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Консультация для воспитателей «Опыты в домашних условиях»Консультация для воспитателей «Опыты в домашних условиях» Уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию несколько незатейливых опытов, которые.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Мастер-класс для родителей «Лепка в домашних условиях»Мастер-класс для родителей «Лепка в домашних условиях» Уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на нашем мастер-классе «Лепка в домашних условиях». Цель нашего мастер-класса – рассказать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» у детей 5–6 лет в домашних условиях
Опубликовано: 9 апреля 2020 в 18:50
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» у детей 5–6 лет в домашних условиях» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Черникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД