Ольга Черникова
Консультация для родителей «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» у детей 5–6 лет в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
учитель-логопед МБДОУ ДС № 32
«Дружные ребята», г. Старый
Оскол, Белгородской области
Черникова Ольга Борисовна
Что такое дифференциация звуков /С/-/Ш/? И так, ребёнок уже научился самостоятельно произносить звук /Ш/ в словах, чистоговорках, заучил наизусть скороговорки со звуком /Ш/. Это нас радует! Ну, вот не задача! Он теперь стал путать звуки /С/ и /Ш/ в словах. В этот момент основная наша цель – помочь ребёнку научить различать эти звуки на слух и кинестетически (ощущения движения, положения частей тела, в частности, языка и прилагаемых мышечных усилий).
Публикация «Консультация для родителей „Дифференциация звуков [С]-[Ш]“ у детей 5–6 лет в домашних условиях» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Для этого родителям предлагаются специальные игры и упражнения, которые помогут научить ребёнка различать, т. е. дифференцировать звуки /С/ и /Ш/ в домашних условиях.
Как мы знаем, то у родителей дома не имеется специальных пособий, картинок или соответствующего оборудования для занятий по развитию речи и звукопроизношения с ребёнком. Данные игры не требуют специального оснащения методическим материалом.
Упражнение № 1
«Различаем звуки /С/ и /Ш/ по положению я зыка в полости рта»
Все упражнения выполняются перед зеркалом
Если ваш ребёнок не может ещё понять, где у него находится язык в полости рта, вверху или внизу, то делаем с ним следующее:
1. Обязательно используем зрительное восприятие ребёнка, большую роль здесь играет зрительный показ перед зеркалом. Обращаем внимание ребёнка где находится язык на звук \С\ - внизу, кончик языка лежит за нижними резцами. Показываем это ребёнку. Делаем упражнения для звука /С/, чтобы почувствовать, увидеть и понять, где находится язычок: «Почистим зубки», «Выметаем мусор», «Киска сердится».
Например: Взрослый говорит ребё нку: «Маша, на звук /С/, наш язычок находится внизу. Давай покажем с тобой. Теперь кончиком языка «почистим зубки» - тремся кончиком языка вправо-влево за нижними резами, а потом будем «выметать мусор» - кончик языка двигается вперед-назад. И еще сделаем упражнение «Киска сердится». Давай покажем, как «киска» выгибает спинку. Затем «киску» спрячем за «заборчик» - сделать зубы «заборчиком», губы в улыбке. А теперь споём с тобой «Песенку водички». Как водичка «свистит»? – с-с-с-с-с… - длительно». Ребёнок повторяет за взрослым все его упражнения.
Взрослый: «Маша, где находится язычок на звук /С/?
Маша: «На звук \С\ наш язычок находится внизу.
Взрослый: «Маша, а что делают ротик и зубки на звук /С/?
Маша: «Ротик широко улыбается, а зубки видны и напоминают «заборчик».
Обязательно похвалите ребёнка.
Взрослый: «Молодец, Маша!
2. Теперь обращаем внимание ребёнка, где находится язык на звук /Ш/.
Взрослый: Маша, давай с тобой сделаем «Чашечку». А теперь «пошипим» как змея. Где находится наш язычок, когда мы произносим звук /Ш/?
Маша: «Наш язычок находится вверху».
Взрослый: «А, что напоминают губы, зубы?»
Маша: «Губы напоминают «бублик», зубы – «заборчик» со щёлкой».
3. После того, как вы разобрали положение органов артикуляции при звуках /С/ и /Ш/, можно выполнять следующее упражнение «Поочередное произнесение звуков /С/ и /Ш/.
Взрослый: «Маша, сейчас мы с тобой будем по очереди произносить звуки /С/ и /Ш/, т. е. сначала «Водичка свистит», а потом «Змея шипит». Перед «водичкой» мы делаем «Киска сердится», а потом свистим «Песенку водички» : с-с-с-с-с…. Перед «змеёй» делаем «Чашечку», а потом «шипим как змея». Взрослый показывает упражнения и ребёнок за ним повторяет.
После того, как ребёнок освоил эти упражнения, то можно смело выполнять самостоятельно, соединив все упражнения: ссссссс –шшшш-сссс-шшшш-ссссс-шшшшш… и т. д. Упражнение повторяется многократно.
4. Теперь переходим к следующему этапу по дифференциации звуков /С/- /Ш/. в слогах.
Взрослый: «Маша, теперь мы с тобой будем произносить слоги со звуками /С/ и /Ш/. Ты должна очень внимательно слушать, где «свистит водичка», а где «шипит змея». И так, повтори строчку: са-са-са – ша-ша-ша.
Ребёнок должен повторить за взрослым всю строчку. Можно менять расположение слогов, что тренирует слуховое внимание ребё нка: ши-ши-ши – сы-сы-сы; со-со-со- шо-шо-шо; шу-шу-шу- су-у –су и т. д.
5. Упражнение поочерёдное произношение слогов. Образец показывае взрослый: са-ша-са-ша-са-ша… : шо-со-шо-со-шо-со…; су-шу-су-шу… и т. д.
6. Упражнение «Запомни-повтори»
Взрослый проговаривает строчку, а ребёнок точно должен её воспроизвести: са-са-ша; ши-ши-сы; шу-су-шу; со-шо-со и т. д. Менять порядок.
7. Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук /Ш/ (/С/).
Взрослый произносит звуки. Ребёнок, если услышит заданный звук, должен быстро хлопнуть в ладоши, например: с, з, к, с, ц, ш, с, з, ш…
Аналогичная игра используется при произнесении несложных слов. Звуки в этих словах чётко выделяются взрослым, например: санки, оса, шапка, заяц, коса, шахматы, петушок, сова, сынок, камыш, заноза и т. д.
Эту же игру можно использовать с другими движениями, например: если услышишь звук /С/ в слове, то прыгай, а если услышишь звук /Ш/ в слове, то приседай.
8. Игра «Скажи наоборот»
В каждой семье найдётся мяч. Эту игру, чтобы она была интересней, мы играем с мячом.
Взрослый и ребёнок встают напротив друг друга. Взрослый кидая мяч ребёнку, называет слово со звуком /С/, а ребёнок ловит мяч, затем возвращает мяч взрослому и называет слово со звуком /Ш/.
Взрослый может менять слова, не обязательно называет только слова со звуком /С/, но и со звуком /Ш/, а ребёнок должен с ориентироваться и назвать слово с противоположным звуком. Например: взрослый – санки, ребёнок – шапка; взрослый – сосулька, ребёнок – кошка; взрослый – пушка, ребёнок – песок и т. д.
9. Игра «Добавь слог СА или ША.
Взрослый называет первый слог слова, а ребёнок должен сообразить какой слог добавить, чтобы получилось слово СА или ША.
Например:
Взрослый: КО… Ребё нок: СА, получилось слово КОСА.
Взрослый: КА… Ребё нок: ША, получилась КАША
Взрослый: О…. Ребё нок: СА, получилась ОСА и т. д.
Конечно, слова нужно заранее подобрать.
10. Игра «Я маленькая, ты большая (большой)».
В этой игре взрослый превращается в ребёнка, а ребёнок во взрослого.
Цель ребёнка - внимательно слушать и исправлять ошибки взрослого.
Например: Взрослый говорит «сапка». А ребё нок его исправляет: «Не сапка, а шапка». «Шанки» - санки, «мысата» - мышата, «ананш» - ананс и т. д.
11. Игра «Какой звук потерялся /С/ или /Ш/?
Взрослый произносит слово, но пропускает соответствующий звук /С/ или /Ш/. А ребёнок должен сказать какой звук потерялся /С/ или /Ш/.
Например: ко…ка, …анки, пу…ок, камы…и, …умка, и т. д. Конечно, лова заранее нужно подобрать. Надеемся, что эти игры и упражнения вам и вашему ребёнку принесут одно удовольствие!