Светлана Федоренко
Консультация для родителей по развитию речи «Что такое дыхательная гимнастика?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей по развитию речи на тему «Что такое дыхательная гимнастика?».
Дыхание-это важнейший физиологический процесс,происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз : выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.
Публикация «Консультация для родителей по развитию речи „Что такое дыхательная гимнастика?“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.
Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность паузы зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов. Существенную роль в развитии речевого дыхания играет дыхательная гимнастика, которая является одним из элементов кинезотерапии (лечение дыханием).
Цель дыхательных упражнений - увеличение вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха.
Дыхательная гимнастика проводится с детьми,имеющими речевые нарушения, для которых свойственно поражение блуждающего нерва (Х пара черепно-мозговых нервов,находящегося в грудном отделе, в области подключичной артерии и дуги аорты.
Блуждающий нерв участвует в процессе дыхания, поэтому при поражении дыхательных ядер блуждающего нерва расстраиваются не только глотание, голосообразование,артикуляция, но и дыхание. За счет нарушения еннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым сочетанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слов ребенок делает судорожные поверхностные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно открытый рот.
Поэтому дыхание у детей с речевыми нарушениями поверхностное, нередко учащенное и аритмичное.
Основные правила успешного овладения дыхательной гимнастикой:
1. Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя) или во время движения.
2. Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе
имеют хороший оздоровительный эффект.
3. Упражнения необходимо выполнять легко, естественно, без усилий и напряжения.
4. Находиться в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении).
5. Следить, чтобы воздух входил и выходил из легких одной непрерывной струей, а вдох и выдох были равны по силе и длительности, плавно переходили друг в друга.
6. Не заниматься в пыльной,непроветренной или сырой комнате.
7. Не заниматься после еды.
8. Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
9. Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
10. Дозировать количество и темп проведения упражнений.
Таким образом, дыхательная гимнастика является одним из действенных методов кинезотерапии, она не только увеличивает объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, с последующей вокализацией выдоха, но и тренирует его глубину, ритмичность,всемерно способствуя постановке диафрагмально- речевого дыхания, нужного для коррекции речевых нарушений.