Наталья Ротарь
Консультация для родителей: «Дыхательная гимнастика для детей с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Дыхание также является важной частью речи. К органам дыхания относятся : грудная клетка; легкие; дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи).
Различают два вида дыхания :
• физиологическое (неречевое);
• речевое (фонационное).
Публикация «Консультация для родителей: „Дыхательная гимнастика для детей с нарушением речи“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде.
Речевое (или фонационное) дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обе-спечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Физиологи различают три способа дыхания :
• верхнее дыхание (ключичное);
• среднее дыхание (грудное и реберное, или межреберное);
• нижнее дыхание (брюшное, или глубокое, или диафрагмальное).
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное, или его еще называют диафрагмально-реберное, дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
Многие дети пользуются верхнегрудным дыханием, часто совершают вдох с резким поднятием плеч, также не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, добирают воздух почти перед каждым словом.
В таблице 1. представлены показатели произнесения определенного количества слов на выдохе для каждого возраста.
Таблица 1
Возраст
ребенка Количество слов на выдохе в норме Длительность занятия по формированию речевого дыхания
2-3 года 2-3 слова 2-3 минуты
3-4 года 3-5 слов 3-4 минуты
4-6 лет 4-6 слов 4-6 минут
6-7 лет 5-7 слов 5-7 минут
В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности:
• дыхание поверхностное, верхнереберного типа;
• ритм дыхания неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;
• объем легких существенно ниже возрастной нормы.
Соответственно, и речевое дыхание у таких детей развивается пато-логически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются:
• задержки дыхания;
• судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки;
• дополнительные вдохи.
Характеристика речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями :
• малый объем легких;
• слабая дыхательная мускулатура;
• слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных);
• неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом; нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы).
Цели дыхательных упражнений :
• развитие глубокого вдоха
• развитие длительного плавного выдоха;
• выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи;
• активизация губных мышц;
• развитие грудобрюшного типа дыхания.
При занятиях дыхательной гимнастикой следует выполнять определенные правила:
• при вдохе плечи не должны подниматься;
• вдох делают через нос;
• щеки не должны надуваться, на первых занятиях их можно придерживать руками;
• выдох должен быть плавным и длительным.
При выполнении упражнений контролируйте чтобы у ребенка не произошла гипервентиляция легких, которую можно определить следующими симптомами:
• потемнение в глазах
• изменение цвета лица
• покалывание конечностей
• частое дыхание
• предобморочное состояние
Дыхательные игровые упражнения
Футбол
Оборудование: два кубика или карандаша, ватный шарик или легкий маленький мячик.
Ход игры. Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша - размещаются на столе.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
С. Я. Маршак
Листопад
Оборудование: разноцветные листья из цветной бумаги (осенью можно использовать настоящие листья деревьев).
Листопад, листопад,
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные.
А. Рябинка
Кораблик
Оборудование: бумажный кораблик.
Ход игры. Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно, щеки не надувать. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком:
Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги-реки!
(Русская народная поговорка)
Шторм в стакане
Оборудование: соломинка для коктейля и стакан с водой.
Ход игры. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Выдох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен в наполовину заполненный водой стакан.
В море волны, как русалки
Все играют в догонялки.
Шумно брызгают хвостами,
Серебрятся волосами.
С. Птица
Фокус
Оборудование: небольшой кусочек ваты.
Ход игры. На кончик носа ребенка логопед кладет маленький кусочек ватки. Затем предлагает ребенку высунуть изо рта язык, придать ему форму «чашечки» и подуть на кончик носа так, чтобы ватка подлетела высоко вверх (воздушная струя при этом направляется вверх).
Кто из шляпы достает
Зайца всем на удивление?
Это фокусник дает
В цирке представление.
С. Чертков
Ветряная мельница (вертушки)
Оборудование: для этой игры необходима игрушка - мельница из песочного набора или вертушка.
Ход игры. Мельницу размещают на столе для занятий. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
АС. Пушкин
Подуй на горячий чай
Оборудование:
муляж кружки чая с паром.
Рыбка
Упражнение выполняется в положении лежа.
На живот ребенку в области диафрагмы ставится легкая игрушку (например, небольшую пластмассовую рыбку). Ребенку предлагается посмотреть, как игрушка поднимается, когда он делает вдох, и опускается, когда ребенок делает выдох.
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох,
То вниз (выдох)
Плывет ко мне.