Надежда Гридасова
Консультация для родителей «Ознакомление детей с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к природе, сознательное и бережное отношение к ней должны воспитываться в детях с раннего детства в семье. Мы, взрослые, должны каждодневно приобщать детей к таинствам и красоте природы, знакомить с растениями и животными родного края.
Раннее общение детей с природой родного края поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей природой. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействует на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.
Публикация «Консультация для родителей „Ознакомление детей с природой родного края“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В дошкольном возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована при ознакомлении детей с природой родного края.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить различные по содержанию и характеру цепочки связи внутри лесного сообщества, луга, водоема; причины отлета птиц; зависимость жизни растений и животных, обитающих на определенной территории – леса, луга. Понимание различных связей в природе развивает интеллектуальную сферу ребенка, его способность к причинному анализу экологических ситуаций.
Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире окружающей природы : цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, пейзажи в разное время года. Детям надо показать закономерную последовательность роста и развития всего живого, его зависимость от сезонных изменений в природе.
В лесу в первой половине осени можно увидеть много интересного. Синицы собираются в стайки и в поисках тщательно обследуют кору и ветки деревьев. Можно встретить ежа, иголки которого унизаны сухими листьями, - он готовится к зимней спячке: натаскивает в какую-нибудь ямку листьев, делает из них теплую подстилку на зиму. По деревьям может прыгать белка с желудем или грибом в зубах; она тоже готовится к зиме – запасает еду.
Зимние прогулки с ребенком также можно использовать для воспитания в нем интереса к природе. На свежевыпавшем снегу можно заметить многочисленные следы птиц – воробьев, голубей, ворон. По ним можно определить очень многое: кто топтался, что делал, что клевал, одна или несколько птиц были на этом месте. По следам от крыльев и хвоста можно определить, где взлетали и где садились птицы. Воробей скачет, поэтому он оставляет маленькие парные следы, ворона важно ходит - ее следы крупные и поочередные, отпечатки лапок голубей мельче вороньих.
Гуляя в лесу или в парке, обращайте внимание ребенка на красоту зимнего пейзажа: на опущенные снегом или инеем деревья и кустарники, на сверканье снега на солнце. Красота зимнего леса пробуждает эстетические чувства ребенка.
Весенние прогулки всегда сопровождаются очарованием вида возобновляющейся природы. Гуляя с ребенком по лесу, учите его всматриваться, не топтать маленьких живых существ, не рвать первые цветы; учите наблюдать и наслаждаться проявлениями жизни в самой разной форме.
Весенние прогулки в лес дают возможность наслаждаться не только нежной зеленью и первыми цветами. Всю весну и самое начало лета по лесу разносятся птичьи трели. Это время, когда можно услышать треньканье синицы, задорную дробь дятла и милое «ку-ку». Особое наслаждение вечерами или ранним утром доставляет пенье соловья, его можно услышать даже на окраинах больших городов.
Летом бурно живет вся природа : покажите ребенку, как много вокруг зелени и цветов, возможных насекомых и птиц, как быстро густеют кроны деревьев. Поэтому, где бы ни гулял ребенок – в парке или в городском дворе, в лесу или на лужайке – везде ему можно предложить интересные наблюдения за живой природой.
На этапе дошкольного возраста – самое важное – вызвать в ребенке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой.
Общение ребенка с природой воспитывает в нем глубокое чувство любви к своей Родине. Она обогащает человека чувствами нравственности, доброты, любви, учит наблюдательности, развивает мышление и воображение, помогает осознать то великое, что кроется за словом «Родина». А любовь к Родине начинается с любви к природе родного края, там, где ты живешь, где ты родился.