Лучший педагог года

Консультация для родителей «Особенности психологии дошкольников»

Светлана Смирнова
Консультация для родителей «Особенности психологии дошкольников»

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития

Публикация «Консультация для родителей „Особенности психологии дошкольников“» размещена в разделах

Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи, развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать что он индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процесс сюжетно – ролевой игры дети берут на себя роли взрослых и отношения между ними. И хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщенна и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно – потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка. Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Мышление

Мышление в дошкольном возрасте характеризуется переходом от наглядно – действенного к наглядно – образному и в конце периода – к словесному мышлению.

Дошкольник мыслит образно, но он еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы – показатели развития любознательности.

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Речь

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте :

- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

- появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

- ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

- речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

Восприятие

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально эффективный характер: перцептивные процессы дифференциуются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

- восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

- зрительное восприятие становится одним из ведущих;

- воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину;

- совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.

Внимание

В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания – речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

В этом возрасте:

- значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;

- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

- внимание становится опосредованным;

- внимание связано с интересами ребенка к деятельности;

- появляются элементы послепроизвольного внимания.

Память

Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно – логической памяти.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Воображение

Воображение формируется игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения:

- замысел в форме наглядной модели;

- образ воображаемого объекта;

- образ действия с объектом.

Развитие мотивационной сферы

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей). Сначала ребенку нужно, чтобы кто – то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки – других детей, не умея оценивать свои собственные.

Развитие самосознания

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценивать самого себя.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки(«я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению.

К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. Развивается способность мотивировать самооценку.

Кризис семи лет

Кризис семи лет – это период социального «Я» ребенка (Л. И. Божович). Он связан с появлением нового системного новообразования – «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.

Происходит смена основных переживаний:

- открывается сам факт переживаний;

- возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;

- переживания обретают смысл.

Таким образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

- интеллектуальная готовность (или, шире, - готовность познавательной сферы);

- личностная (в том числе мотивационная);

- социально-психологическая готовность;

- готовность эмоционально-волевой сферы. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными.

Дошкольное детство - короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 3–4 лет» (часть первая) Уважаемые коллеги, уважаемые родители. Сегодня я хочу рассказать вам, о возрастных особенностях слуха и голоса у детей 3- 4 лет. У детей.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 3–4 лет» (часть вторая) Уважаемые родители, уважаемые коллеги. Сегодня я продолжаю вам рассказывать о возрастных особенностях слуха и голоса детей 3 - 4 лет. Одним.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет. Выразительность исполнения» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть шестая). Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть третья) Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть третья) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть вторая) Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть вторая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для родителей и педагогов «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть первая) Консультация для родителей и педагогов «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4 -5 лет» (часть первая) Уважаемые педагоги, уважаемые.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности психологии дошкольников»
Опубликовано: 4 мая 2022 в 09:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД