Надежда Редкоусова
Консультация для родителей «Основы разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста средствами сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Основы разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста средствами сказки.
Автор Редкоусова Н. Ю.
Воспитатель ГБДОУ № 86
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Итальянский сказочник Джанни Родари в своей книге «Грамматика фантазии» описал приемы, которые способствуют всестороннему развитию детей. Он подчеркивал [24, с. 202], что дети чрезвычайно консервативны. Они долго не хотят что-либо менять в сказках, настаивают на том, чтобы взрослые рассказывали ее одним и тем же образом и почти одними и теми же словами. Но наступает момент, когда у них рождается потребность в новых впечатлениях от старой сказки. И тогда малыши уже сами хотят изменить ее, придумывают для нее новый конец или наделяют знакомого героя новыми свойствами, а то вовсе создают свою. И это способствует развитию у них связной речи, пониманию того, что можно подбирать синонимы и антонимы, т. е. способствует разностороннему развитию. Но для этого нужны следующие условия:
Публикация «Консультация для родителей „Основы разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста средствами сказки“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
- позитивное взаимодействие воспитателей и родителей;
- доверие, свобода в проявлении естественной активности и инициативы;
- свободный выбор деятельности ребенком, возможность самому принимать решения;
- восприятие его взрослыми как развивающейся личности;
- внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям активной деятельности детей;
- обучение родителей методам, приемам и способам, позволяющим развивать детей и формировать практический опыт в процессе любой деятельности.
А. М. Леушина утверждает, что наглядное представление о ситуации сказки создается через понимание контекста, смыслового содержания слов, с помощью которых автор или рассказчик оформляет свою мысль. Слушая язык сказки, ребенок привыкает сказочную речь переводить на язык наглядных образов, и таким образом собственные наглядные представления и переживания постепенно приучается выражать с помощью развернутой речи [11, с. 247].
Чтобы развить связную монологическую и диалогическую речь у дошкольников, Е. А. Флерина предлагает использовать сказки. Она считает, что незамысловатая линия развития действия, простая структура и динамика в развертывании действия, а также небольшое количество действующих лиц, яркие, контрастные образы, эмоциональность языка как нельзя лучше учат дошкольников жизни. На сказках они учатся строить свой рассказ.
Л. С. Выготский отмечал, что для создания новых образов необходима организация внутренней взаимосвязи между мышлением и свободной деятельностью. Он доказал, что благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной действительности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально существующие результаты творчества, которые снова воздействуют на человека.
Несмотря на то, что в исследованиях педагогов накоплен достаточный опыт по изучению восприятия сказки детьми, тем не менее, и настоящее время ученые педагоги ищут новые пути, способствующие развитию дошкольников. На это направлены исследования Л. А. Венгера, С. А. Козловой, Т. С. Комаровой и др. [32, с. 98]. Ученые доказали, что сказка способна развивать ребенка в разносторонних аспектах.
Е. А. Флерина утверждала, что дети наивны, они не любят плохого конца. По мнению ребятишек, герой должен быть удачлив, поэтому он ставит себя на место героя и мысленно действует как он: борется с врагами, помогает, защищает. Поэтому не удивительно, что сказки развивают личность ребенка. В каждой сказке обязательно есть мораль. Она необходима ребенку, т. к. способствует усвоению морально-этических норм социума. Сказка является самой распространенной формой драматической постановки.
Таким образом, можно сказать словами Итало Кальвино который говорил, что сказка - это кладезь характеров и судеб, из нее ребенок черпает сведения о реальной жизни, которой он еще не знает и, о которой еще не умеет задумываться. Сказки для ребенка – это театр, который отделен от нас непроницаемым занавесом, серьезное и настоящее дело, и нужна ему для того, чтобы определиться в социуме, изучить себя, измерить и оценить свои возможности. Сказки формируют у малыша веру в справедливость, пробуждают его стремление к преодолению жизненных невзгод и навсегда становятся частью мироощущения дошкольника [22, с. 69].
Воспитание дошкольников средствами сказки – это сложный педагогический процесс, но, тем не менее, выполнение разных взаимозависимых между собой задач воспитания и обучения объединено единой целью – разностороннему развитию личности ребенка. Познавая окружающий мир в деятельности, дошкольник находит свое место в нем, определяет свою роль. Поэтому взрослому следует не ограждать ребенка от неблагоприятных условий среды, а учить методам и приемам социальной адаптации; выбирать способы адекватной психологической защиты в зависимости от ситуации; менять свое поведение, учитывая требования той социальной среды, в которой он находится. Воспитателям необходимо помнить главное: ребенку необходимо развиваться свободно, не растеряв своей индивидуальности.
Сказочные сюжеты, сказочные мотивации, используемые в различных видах деятельности, способствуют и Воспитание дошкольников средствами сказки – это сложный педагогический процесс, но, тем не менее, выполнение разных взаимозависимых между собой задач воспитания и обучения объединено единой целью – разностороннему развитию личности ребенка. Познавая окружающий мир в деятельности, дошкольник находит свое место в нем, определяет свою роль. Поэтому взрослому следует не ограждать ребенка от неблагоприятных условий среды, а учить методам и приемам социальной адаптации; выбирать способы адекватной психологической защиты в зависимости от ситуации; менять свое поведение, учитывая требования той социальной среды, в которой он находится. Воспитателям необходимо помнить главное: ребенку необходимо развиваться свободно, не растеряв своей индивидуальности. Когда дошкольник полностью проживет, прочувствует сказку, когда она будет отражена во всех видах его деятельности. Так драматизируя сказку, дети всегда знают, что и кого они изображают, но не всегда умеют это делать. В результате возникает неудовлетворенность ребенка своими действиями. Он испытывает разочарование, потерю интереса к драматизации, а то и к самой сказке. Поэтому детей необходимо научить элементарным способам перевоплощения и передачи сказочного образа (речевого, интонационного, выразительного, пантомимике: жесту, позе, походке, мимике и др.). Когда они заинтересованы сказкой, то во время слушания бессознательно принимают соответствующую позу: поворачиваются лицом к воспитателю, смотрят ему в глаза, иными словами, внимают рассказчику. «Слушание всем телом» выражает не только готовность слушать, психофизическое внимание, но и помогает процессу слушания. Когда детям читают вслух, у них повышается пульс и артериальное давление. В результате активизируются все психические функции. А особенно нравится детям то, что сказки оптимистичны, и это усиливает воспитательное воздействие сказок. А такая важная особенность как образность облегчает восприятие детьми сказок. Ведь дошкольники еще не способны к абстрактному мышлению. Часто сказки забавны, что повышает интерес детей к ним.
Огромную роль играют сказки в расширении словарного запаса, они помогают правильно строить диалоги, развивают связную, логичную речь, делает ее эмоциональной, образной, красивой. Эти же проблемы отлично решает «Речевая зарядка». Слушая сказку, дошкольник прилагает усилия и к тому, чтобы понять слова, из которых она состоит, сделать какие-то выводы. «Расшифровка» языковой активности в данном случае является решающей. Если процесс «расшифровки» проходит успешно, то ребенок берет из сказки, из каждого события то, что его интересует больше всего, в чем он нуждается. Работа его мышления по отбору самого интересного для него из сказки не прекращается ни на одну минуту, ни на одну секунду [15, с. 33].
Шифрование названий сказок, имен их героев или какие-то слова из сказок развивают мышление, сообразительность, юмор, а это необходимые компоненты для формирования разностороннего развития детей. В сказках ребенок учится и математическим началам, которые находится в ней («Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Цветик-семицветик» и т. д.) [23, с. 67]. Знакомя старшего дошкольника с геометрическими фигурами, с их помощью можно шифровать знакомые сказки, то есть превращать героев в геометрические фигуры, дети легко угадывают их по форме и величине. Во время такой работы ребятишки постепенно отходят от конкретных образов к абстрактному мышлению, то есть, готовятся к математической деятельности (Приложение 10). На основе сказки можно придумать задачку считалку, рифмованную строчку о цифре. Посредством сказки можно формировать у дошкольников и чувство веса и восприятие времени в таких заданиях, как: «Сколько весит булава?», «За какое время заяц пробежит 8 метров?», «7 суток летела стрела - это сколько дней?», «Как можно ответить на вопрос: «Сколько иголок у ежика?»»
В сказках дошкольники получают знания и об окружающей нас природе. Они помогают осознать природоохранную деятельность взрослых. И помогают детям в этом игры. Так в игре «А если бы…» ребенок ставится исследователем. Например, «А если бы весна не наступила никогда?», «А если бы исчез ветер?», «А если бы солнце перестало светить?» и т. д. Естественно такие сложные, проблемные вопросы решаются ребенком сообща со взрослыми. Природа противоречива, поэтому в данном случае полезно использовать игру «Хорошо - плохо» (аналогичная игра «Вред - польза»). Так, например, ночь - это плохо: не видно дороги, можно упасть. Но ведь ночь - это и хорошо: на небе так много звезд, они такие красивые и Луна яркая, а днем ни Луны, ни звезд не видно и т. д. Игры со сказками помогают знакомить детей с природой [6, с. 24]. Говоря о природе, воспитатель объясняет законы развития какого-либо явления. Например, вместе с ребенком можно проследить, как из семени яблока сначала вырастает дерево, затем развиваются плоды, из плодов варят варенье и т. д. Такие игры помогают детям понять, что все в природе находится в развитии и все взаимосвязано [26, с. 99]. Все вокруг нас приспосабливается: при помощи длинных передних ног заяц быстро бегает, медведь летом усиленно питается, чтобы запасти жир, т. к. зимой спит и т. д.
Огромное значение для развития детей имеет продуктивная деятельность. Это о ней говориться: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Поэтому, когда дети делают что-то: вырезают, склеивают, строят, изображают сказочный эпизод схематично, изображают какой-либо сюжет из сказки с помощью мимики и жестов, они запоминают, как это нужно сделать. Нестандартное изображение чего-то или кого-то из сказки дошкольниками способствует их гармоничному развитию. Это достаточно подробно описано в книге Л. Б. Фесюковой «От трех до семи». [30, с. 246]. Она предлагает следующие приемы: объемная аппликация; пальцевая живопись; рисование на мокрой бумаге; волшебный рисунок; монотопия; «живая» капля; коллаж.
Сказка нужна малышу и для того, чтобы развивать свой интеллект. С помощью сказки он устанавливает разного рода связи : «я и другие», «я и вещи», «вещи подлинные и выдуманные, создает для себя представления о пространстве («далеко – близко», о времени («давно - сейчас», «сначала - потом», «вчера - сегодня - завтра»). Традиционное начало сказки «жил-был когда-то» ничем не отличается от «это было тогда-то» подлинной истории, хотя это мир сказки, тем не менее, ребенок очень скоро обнаруживает, что это иной мир, чем тот, в котором он живет.
Так, И. Токмакова утверждает, что «никакие проповеди и увещевания не принесут пользу постольку, поскольку ребенок, прежде всего, и более всего эмоционален, а сказочная образность обращена именно к эмоциональной стороне человека». Этим и объясняется, не всегда предсказуемое, воспитательно-образовательное воздействие сказки на нежную, ранимую душу ребенка. Читая сказки малышу, взрослый не всегда может предугадать каким образом пойдет его развитие. Но то, что всестороннее развитие под влиянием сказки происходит ежесекундно, доказано учеными педагогами уже давно. Об этом же говорят и слова великого А. С. Пушкина: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Еще в древности было замечено, что прямые способы воспитательного воздействия на ребенка не всегда эффективны. А народная сказка воспитывает ребенка без нравоучений и назиданий, расширяет границы развития всех его психических качеств. Ведь она не дает прямых наставлений детям типа «Уважай старших», «Слушайся родителей», но в содержании любой сказки всегда заложен урок, который малыши постепенно усваивают. Так, например, сказка «Репка» не говорит ребенку напрямую «люби труд», но показывает, как хорошо быть трудолюбивыми, особенно, если это коллективный труд. О том, что трудолюбие всегда вознаграждается говорится в народных сказках («Крошечка-Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»). Сказки «Разноцветный хвастунишка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» делают акцент на том, что слушаться родителей, старших просто необходимо. Смеется над страхом и трусостью сказка «У страха глаза велики». А вот хитрость осуждается в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк». Такие сказки как «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Сказка «Бобовое зернышко» рассказывает, что забота о близком поощряется в обществе. Восхваляется мудрость в сказках «Мужик и медведь», «Голосок и Крикун». Когда ребенок отыгрывает неприятные или пугающие ситуации в игре или инсценировке по сказке, у него не только снижается внутреннее напряжение, но и помогает более успешно адаптироваться социально и в детском саду, и в семье [2, с. 68]. Он получает положительный эмоциональный заряд. Поэтому сказка является одним из главнейших социально-педагогических средств воспитания личности.
Таким образом, сказки, рассказывая о самых невероятных событиях глубоко поучительны, а их неправдоподобность служит более яркому их восприятию. Сочетание вымысла, не предсказуемой фантастики и реальной действительности – главные приметы содержания сказки [13, с. 28]. Ребенок в сказке постигает жизнь, это способ познания, осмысления основных жизненных явлений, нравственно-этических установок социума.
Отсюда следует вывод: если мы хотим всесторонне развить ребенка, то, прежде всего, мы должны научить его придумывать, т. к. сказки очень влияют на разностороннее развитие дошкольников; сказка не только помогает разносторонне развивать личность ребенка, но и учит его жить в социуме.