Зарема Ибрагимова
Консультация для родителей «Описание картин с помощью мнемотехники как эффективное средство развития речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание картин с помощью мнемотехники является эффективным средством развития речи у дошкольников.
Дошкольный возраст является основой для становления грамотной и ясной речи, важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие связной речи-одна из первых задач обучения детей дошкольного возраста.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Обучение детей последовательно излагать свои мысли и передавать события окружающей жизни важно для развития личностных качеств и полноценного обучения в школе дошкольников, которые, обладая правильной речью, могут легко выражать свои желания и мысли, общаясь со сверстниками и взрослыми. Напротив, ребенку со слабо развитой речью и скудным словарным запасом трудно общаться, что накладывает отпечаток на характер ребенка, он становится застенчивым и нерешительным. Внимательные родители, квалифицированные педагоги очень быстро начинают знакомить своих детей с художественной речью, рассказывают детские стишки, читают сказки, рассказы и учат стихотворения. Но часто этого недостаточно, чтобы речь ребенка стала правильной и красивой.
Одним из понятных и эффективных способов улучшить связную речь в дошкольных учреждениях является обучение детей повторной речи, используя приемы мнемотехники и схемные модели. Мнемотехника, или мнемоникс, переводится с греческого как «искусство запоминания». Мнемотехника - система методов и технологий, обеспечивающих эффективное запоминание, накопление и тиражирование информации. Ее использование для детей дошкольного возраста стало актуальным сегодня. Особое место в работе с дошкольниками занимают дидактические материалы в виде мнемотаблиц и схематических моделей, которые значительно облегчают усвоение детьми связной речи. Кроме того, наличие визуальных контуров делает рассказ (сказку) понятным, логичным и непротиворечивым. Мнемотаблица-это схема, которая содержит конкретную информацию в виде изображений, символов, цифр, букв, принципиальных схем и т. д. Главное, чтобы изображение было простым и понятным детям. Малыши младшего и среднего возраста быстрее запоминают отдельные изображения: лиса красная, мышка серая, елочка зеленая, поэтому лучше показывать цветные мнемотаблицы, они помогут дошкольникам запомнить логическую последовательность символов при пересказе сказок и рассказов. Этапы переписывания художественного текста по мнемонической таблице обычно таковы:
Этап 1: в игровой форме педагог знакомит детей со сказкой, рассматривает вместе с ними таблицу и анализирует, что нарисовано в каждой ячейке. Дошкольники сами могут объяснить или угадать значение того или иного символа или картинки. Самостоятельно, во время обсуждения сказок и рассказов, они рисуют символы на клетке.
Этап 2: Дети пересказывают сказки, опираясь на символы (образы, то есть решается вопрос о методе запоминания. При этом дети сами пересказывают сказку, прибегая к небольшой помощи взрослых или пересказывая ее (на ранних этапах) вместе с воспитателем. Проводится большая работа по обучению дошкольников чтению букв. Образ главного героя сказки - это таблица отсылок: через них происходит восприятие, понимание самой сказки, содержания, которой «завязано» вокруг главного героя. В этой таблице дети схематично рисуют сказочных персонажей, природные явления, какие-то действия, то есть все, что воспитатель считает необходимым отразить. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразит курицу так: нарисовать куриные ноги, действие «бил-бил» можно показать стрелками, а слёзы — маленькими точками. Благодаря сказкам дошкольники познакомятся с природными явлениями времени года. Для этого используются обучающие мнемотаблицы «осень», «зима», «лето» и «весна». Знакомство с сезонными особенностями происходит через составление повествовательных историй. При работе с мнемотаблицами рисуется обозначение цветовой буквы сезона: осень — желтая или оранжевая, буква «О»; зима —голубая или синеватый, буква «З»; весна —зеленая, буква «В». При этом дети могут познакомиться с символикой явлений, характерных для каждого времени года: дождь — косые линии, снег — снежинки, солнце —круги с лучами, деревья—стволы с кронами. Использование символов для обозначения сезонных примет позволяет дошкольникам составлять мнемтаблицы об осени, весне, зиме и рассказы о них. Эта таблица является ключом к запоминанию и воспроизведению информации: буква «З» символизирует зиму и признаки, характерные для этого периода. Задача ознакомления детей с сезонными явлениями природы в младшей группе является подготовительным этапом в формировании у ребенка основного понятия «время года как сезонность». Я использую мнемотаблицы на занятиях по развитию речи, и дети учатся составлять описательные рассказы о предметах, явлениях природы. Обучение строится на основе общеизвестного содержания сказок. Дошкольники сами являются исполнителями сюжета и активными его участниками. Перед непосредственными образовательными мероприятиями с детьми проводится большая предварительная работа (педагоги и сами дети). -подготовка дополнительных познавательных материалов, расширяющих кругозор детей. - обсуждение с детьми наблюдений за природными явлениями и произведениями устного народного творчества, которое состоялось перед уроком;- подготовка оборудования и раздаточных материалов для прослушивания аудиокассет. -подбор методик учителями, которые могут заинтересовать детей на занятии. В процессе непосредственной образовательной деятельности детей спрашивают: «Что вы знаете об этом?» или «Кто еще знает что-то интересное об этом». В процессе непосредственной образовательной деятельности дошкольники играют в подвижные игры, словесные игры, слушают музыку, читают стихи, поговорки, народные приметы, отгадывают загадки и т. д. Основная часть непосредственно образовательной деятельности – это мнемотаблицы (из книги «Учимся по сказке» Т. В. Большевой) и схемы — модели (из книги «Весёлые встречи» Л. Е. Белоусовой, которые способствуют лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели отличаются немного от мнемотаблиц. Автор книги Т. В. Большева предлагает детям готовые таблицы для составления рассказов, то Л. Е. Белоусова предлагает дошкольникам старшей группы самим зарисовать символы в предложенную схему — модель и их количество может варьироваться в зависимости от содержания рассказа. Этапы работы над схемой—моделью: –Научить детей заменять ключевые слова в предложении значками-символами; Если дети умеют читать и писать—научить обрисовывать не только символы, но и буквы, а также предметы и явления природы простыми словами (мама, дом, еда).–Самостоятельно, с помощью символов, заполните схему-модель. -Закреплять изученный материал, повторяя рассказ снова и снова на основе ранее составленной схемы-образца. Описательные рассказы пишутся детьми непосредственно в начале или в конце учебной деятельности. Для закрепления полученных знаний вместе с детьми создаются альбомы на темы, освещаемые детскими рассказами и картинками. Они придумывают свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, используя известные им символы кодирования информации. Постоянно применяя в работе с детьми типовые схемы и мнемотаблицы, у них появляется желание самостоятельно рассказывать сказки — как на уроках, так и в повседневной жизни. Расширяется круг знаний об окружающем мире. Активизируется словарный запас. Дети преодолевают робость, стеснительность, застенчивость и свободно стоят перед зрителями.