МААМ-картинки

Консультация для родителей «Описание картин с помощью мнемотехники как эффективное средство развития речи у дошкольников»

Зарема Ибрагимова
Консультация для родителей «Описание картин с помощью мнемотехники как эффективное средство развития речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Описание картин с помощью мнемотехники является эффективным средством развития речи у дошкольников.

Дошкольный возраст является основой для становления грамотной и ясной речи, важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие связной речи-одна из первых задач обучения детей дошкольного возраста.

Темочки:

Обучение детей последовательно излагать свои мысли и передавать события окружающей жизни важно для развития личностных качеств и полноценного обучения в школе дошкольников, которые, обладая правильной речью, могут легко выражать свои желания и мысли, общаясь со сверстниками и взрослыми. Напротив, ребенку со слабо развитой речью и скудным словарным запасом трудно общаться, что накладывает отпечаток на характер ребенка, он становится застенчивым и нерешительным. Внимательные родители, квалифицированные педагоги очень быстро начинают знакомить своих детей с художественной речью, рассказывают детские стишки, читают сказки, рассказы и учат стихотворения. Но часто этого недостаточно, чтобы речь ребенка стала правильной и красивой.

Одним из понятных и эффективных способов улучшить связную речь в дошкольных учреждениях является обучение детей повторной речи, используя приемы мнемотехники и схемные модели. Мнемотехника, или мнемоникс, переводится с греческого как «искусство запоминания». Мнемотехника - система методов и технологий, обеспечивающих эффективное запоминание, накопление и тиражирование информации. Ее использование для детей дошкольного возраста стало актуальным сегодня. Особое место в работе с дошкольниками занимают дидактические материалы в виде мнемотаблиц и схематических моделей, которые значительно облегчают усвоение детьми связной речи. Кроме того, наличие визуальных контуров делает рассказ (сказку) понятным, логичным и непротиворечивым. Мнемотаблица-это схема, которая содержит конкретную информацию в виде изображений, символов, цифр, букв, принципиальных схем и т. д. Главное, чтобы изображение было простым и понятным детям. Малыши младшего и среднего возраста быстрее запоминают отдельные изображения: лиса красная, мышка серая, елочка зеленая, поэтому лучше показывать цветные мнемотаблицы, они помогут дошкольникам запомнить логическую последовательность символов при пересказе сказок и рассказов. Этапы переписывания художественного текста по мнемонической таблице обычно таковы:

Этап 1: в игровой форме педагог знакомит детей со сказкой, рассматривает вместе с ними таблицу и анализирует, что нарисовано в каждой ячейке. Дошкольники сами могут объяснить или угадать значение того или иного символа или картинки. Самостоятельно, во время обсуждения сказок и рассказов, они рисуют символы на клетке.

Этап 2: Дети пересказывают сказки, опираясь на символы (образы, то есть решается вопрос о методе запоминания. При этом дети сами пересказывают сказку, прибегая к небольшой помощи взрослых или пересказывая ее (на ранних этапах) вместе с воспитателем. Проводится большая работа по обучению дошкольников чтению букв. Образ главного героя сказки - это таблица отсылок: через них происходит восприятие, понимание самой сказки, содержания, которой «завязано» вокруг главного героя. В этой таблице дети схематично рисуют сказочных персонажей, природные явления, какие-то действия, то есть все, что воспитатель считает необходимым отразить. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразит курицу так: нарисовать куриные ноги, действие «бил-бил» можно показать стрелками, а слёзы — маленькими точками. Благодаря сказкам дошкольники познакомятся с природными явлениями времени года. Для этого используются обучающие мнемотаблицы «осень», «зима», «лето» и «весна». Знакомство с сезонными особенностями происходит через составление повествовательных историй. При работе с мнемотаблицами рисуется обозначение цветовой буквы сезона: осень — желтая или оранжевая, буква «О»; зима —голубая или синеватый, буква «З»; весна —зеленая, буква «В». При этом дети могут познакомиться с символикой явлений, характерных для каждого времени года: дождь — косые линии, снег — снежинки, солнце —круги с лучами, деревья—стволы с кронами. Использование символов для обозначения сезонных примет позволяет дошкольникам составлять мнемтаблицы об осени, весне, зиме и рассказы о них. Эта таблица является ключом к запоминанию и воспроизведению информации: буква «З» символизирует зиму и признаки, характерные для этого периода. Задача ознакомления детей с сезонными явлениями природы в младшей группе является подготовительным этапом в формировании у ребенка основного понятия «время года как сезонность». Я использую мнемотаблицы на занятиях по развитию речи, и дети учатся составлять описательные рассказы о предметах, явлениях природы. Обучение строится на основе общеизвестного содержания сказок. Дошкольники сами являются исполнителями сюжета и активными его участниками. Перед непосредственными образовательными мероприятиями с детьми проводится большая предварительная работа (педагоги и сами дети). -подготовка дополнительных познавательных материалов, расширяющих кругозор детей. - обсуждение с детьми наблюдений за природными явлениями и произведениями устного народного творчества, которое состоялось перед уроком;- подготовка оборудования и раздаточных материалов для прослушивания аудиокассет. -подбор методик учителями, которые могут заинтересовать детей на занятии. В процессе непосредственной образовательной деятельности детей спрашивают: «Что вы знаете об этом?» или «Кто еще знает что-то интересное об этом». В процессе непосредственной образовательной деятельности дошкольники играют в подвижные игры, словесные игры, слушают музыку, читают стихи, поговорки, народные приметы, отгадывают загадки и т. д. Основная часть непосредственно образовательной деятельности – это мнемотаблицы (из книги «Учимся по сказке» Т. В. Большевой) и схемы — модели (из книги «Весёлые встречи» Л. Е. Белоусовой, которые способствуют лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели отличаются немного от мнемотаблиц. Автор книги Т. В. Большева предлагает детям готовые таблицы для составления рассказов, то Л. Е. Белоусова предлагает дошкольникам старшей группы самим зарисовать символы в предложенную схему — модель и их количество может варьироваться в зависимости от содержания рассказа. Этапы работы над схемой—моделью: –Научить детей заменять ключевые слова в предложении значками-символами; Если дети умеют читать и писать—научить обрисовывать не только символы, но и буквы, а также предметы и явления природы простыми словами (мама, дом, еда).–Самостоятельно, с помощью символов, заполните схему-модель. -Закреплять изученный материал, повторяя рассказ снова и снова на основе ранее составленной схемы-образца. Описательные рассказы пишутся детьми непосредственно в начале или в конце учебной деятельности. Для закрепления полученных знаний вместе с детьми создаются альбомы на темы, освещаемые детскими рассказами и картинками. Они придумывают свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, используя известные им символы кодирования информации. Постоянно применяя в работе с детьми типовые схемы и мнемотаблицы, у них появляется желание самостоятельно рассказывать сказки — как на уроках, так и в повседневной жизни. Расширяется круг знаний об окружающем мире. Активизируется словарный запас. Дети преодолевают робость, стеснительность, застенчивость и свободно стоят перед зрителями.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Использование познавательно исследовательской деятельности как эффективное средство коррекции нарушения речи у дошкольниковИспользование познавательно исследовательской деятельности как эффективное средство коррекции нарушения речи у дошкольников Как известно большинство детей-логопатов наряду с речевыми нарушениями, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников»Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников» Жизнь не стоит на месте, современные блага цивилизации значительно облегчают нашу жизнь. Теперь посуду моет посудомоечная машина, бельё.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Описание картин с помощью мнемотехники как эффективное средство развития речи у дошкольников»
Опубликовано: 13 декабря 2024 в 01:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Описание картин с помощью мнемотехники как эффективное средство развития речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Зарема Ибрагимова (УИ 626920) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД