Тамара Горстова
Консультация для родителей «Обучение дошкольников счёту и основам математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей, в начале их интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.
В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, не становятся полезными- мёртвый груз.
В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Такие игры учат ребёнка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.
Существуют множество примеров подобных игр. Вы можете воспользоваться уже имеющимися, которые предлагаются в соответствующей литературе, или разработать их самостоятельно…
Например, вы можете вместе с ребёнком сконструировать следующую игру Сделайте квадрат разделите его на 9 областей (тря ряда по три квадратика) и изготовьте цветные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. ,д) Из имеющихся фигур вы можете выстраивать различные закономерности и придумывать задания, в которых ребёнку придётся выявить эту закономерность и выполнить определённые действия с фигурами.
При обучении детей основам математики, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:
- счёт до 10 в возрастающем и убывающем порядке : уметь узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (первый, второй, третий) числительные от одно до десяти.
-предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка: уметь составлять числа первого десятка
-узнавать и называть основные фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д,
-доли: уметь разделить предмет на 2-4 части
-основы измерения: уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи верёвочки или палочек
-сравнивать предметы: больше- меньше, шире-уже, выше- ниже.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с используемыми на занятиях- дидактические игры. Ещё К. Д Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребёнка наиболее подходящей формой обучения.
А ещё можно играть в такие игры:
«Мишки едут на прогулку»
Попросите ребёнка найти самого большого мишку и положить его первым (подчеркните интонацией это понятие –«первый», затем найдите самого маленького. И, наконец построить по росту всех остальных. Если ребёнок затрудняется, предложите наложить одну фигурку на другую. Когда все фигурки будут выстроены по росту, придумайте с малышом имена каждому персонажу. Затем спрашивайте: «Кто у нас второй?»- Филя. «Кто у нас последний, шестой?»- Мотя.
«Найди домик для каждой игрушки»
Смысл игры тот же- расставить предметы по росту и поупражняться в порядковом счёте. Сначала расставляем по росту фигурки, а затем подбираем по размеру для них домики.
«Ищем игрушку»
Вариант 1.
Возьмите любую игрушку, например, медвежонка, расскажите, что он ищет матрёшку, которая стоит перед синей (после зелёной, между зелёной и красной, справа от синей, слева от фиолетовой). Освоение понятия «перед», «после», «между», «справа», «слева» поможет вашему ребёнку ориентироваться в окружающем мире.
Вариант 2.
К этой игре стоит заранее подготовиться- положите изображения матрёшек на большой лист бумаги и обведите их. Сначала можно сделать рисунки в один ряд, а когда малыш легко будет справляться с этим заданием, расположите фигуры на листе бумаги в рассыпную. Расскажите малышу, что у каждой матрёшки есть своё место. Предложите ребёнку помочь им. Эта игра хорошо развивает глазомер, вырабатывает привычку доводить начатое дело до конца.
«Считай, не ошибись»
Помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счёте.
В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратно) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе.
«Знакомимся с цифрами»
Для игры понадобятся счётные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие) фишки. Играть лучше вдвоём. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача – найти соответствующим цифре количество предметов. Цифра убирается обратно в коробку. Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так-выложите фишки в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.
«Угадай-ка»
Для этой игры можно использовать коробочки из под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую –нибудь игрушку, которая поместится в чашку. В эту игру играют вдвоём. Поставьте чашки вверх дном. Один играющий отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать, под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен подсказывать ему. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает : «Под второй?»- «Нет больше!»
«У кого больше?»
В эту игру можно играть втроём или вдвоём. Для игры понадобится кубик и точками. В качестве счётного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи и т., д. Положите в вазу или коробку пуговицы. Теперь по очереди бросайте в кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет- подсчитайте, у кого больше. В процессе игры усваивают математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребёнку помогают самые близкие люди- его родители.