Елена Заречнева
Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР) — что это такое?». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР) – что это такое?». Часть 1
В настоящее время одной из актуальных проблем речевого развития детей
дошкольного возраста является наличие речевого расстройства, объединяющегося под названием общее недоразвитие речи.
Публикация «Консультация для родителей „Общее недоразвитие речи (ОНР) — что это такое?“, Часть 1» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Общее недоразвитие речи – это форма речевого расстройства, при котором нарушено развитие всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором не сформированы компоненты языковой системы, а именно:
- Фонетические нарушения;
- Лексические нарушения;
- Грамматические нарушения;
- Нарушение развития связной речи.
Поэтому, коррекционную работу необходимо вести именно по этим областям.
Для речи таких детей характерны следующие признаки:
-более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);
-экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);
-дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;
-у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;
-речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.
Выделяют четыре уровня ОНР:
1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;
3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;
4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.
Причины возникновения ОНР:
1. Инфекции и интоксикации во время беременности.
2. Родовые травмы: быстрые роды, стимуляция родов, асфиксия.
3. Заболевания центральной нервной системы впервые годы жизни
ребенка.
4. Травмы головы и черепа.
5. Неблагоприятная наследственность.
6. Неблагоприятные социально-бытовые условия: недостаточное внимание
к речи ребенка, двуязычие.
Коррекция речи у детей с ОНР.
Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи.
Коррекционная работа в дошкольных учреждениях проводится комплексно в течение двух лет по адаптированной коррекционно-развивающей программе.
Рабочая программа разрабатывается в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же в соответствие с целями и задачами образовательной программы учреждения.
В зависимости от периода обучения, учитель-логопед проводит индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения,
занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Занятия проводятся два, три раза в неделю.
Родителям надо помнить, что данное речевое нарушение отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций, к тому же дефицит речевых средств создает проблемы и при адаптации детей в начале школьного периода. Поэтому необходимо своевременно обратиться к специалистам (невролог, логопед).
Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, требующий терпения и кропотливости, который должен начинаться, как можно раньше.