Юлия Лымарь
Консультация для родителей «Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной проблемы обусловлена значительной распространенностью заболеваний костно-мышечной системы у детей. При обследовании 6-7-летних детей по данным статистики обнаруживается нарушение осанки в 34% случаев. К 8-летнему возрасту это число увеличивается до 60%, к концу обучения в школе 82% выпускников по данным диспансеризации имеют заболевания опорно-двигательного аппарата разной степени выраженности.
Публикация «Консультация для родителей „Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения, - «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…».
Сегодня на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние неблагоприятные факторы:
- социальные экологические, демографические, климатические условия,
а именно: наследственность; неблагоприятная экологическая обстановка; электронно-лучевое и «метало-звуковое» облучение детей; образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья человека).
Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка- дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.
Каковы же причины нарушения опорно-двигательного аппарата у детей?
Основными причинами принято считать:
1) слабость так называемого «мышечного корсета» (мышцы спины, живота, груди, шеи, ног удерживают наш позвоночник в вертикальном положении. Например, ослабленные мышцы спины приводят к сутулости, а при слабых мышцах живота появляется излишний прогиб в пояснице);
2) деформация позвоночника (бывает врожденной и приобретенной - рахит, туберкулез и т. п.).
3) несбалансированное питание (недостаток минеральных веществ, в первую очередь, кальция и фосфора, необходимых для развития связок и костей);
4) наличие психосоматических проблем (очень часто неуверенные в себе, замкнутые дети стараются как бы спрятаться, закрыться «в панцирь», от этого они сутулятся);
5) неправильная организация рабочего и спального места (мебель должна соответствовать росту ребенка, подобранно правильное освещение, постель должна быть средней жесткости).
Нарушение опорно-двигательного аппарата имеет следующие проявления:
нарушение осанки в сагиттальной плоскости;
сколиотическая болезнь (сколиоз) - тяжёлое прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризующееся дугообразным искривлением его во фронтальной плоскости с ротацией (скручивание позвонков вокруг вертикальной оси в процессе роста);
плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы.
Физическое воспитание сегодня приобретает особую актуальность, на смену двигательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками, поэтому одной из основных задач физического развития и оздоровления детей можно считать профилактику нарушений осанки и плоскостопия и формирование навыков ЗОЖ.
Анализируя состояние здоровья детей с ОДА и физическое развитие детей можно выявить, что:
основная масса детей имеет вторую группу здоровья, а это значит, что они имеют какие – либо отклонения в здоровье;
большинство детей старшего дошкольного возраста имеют отклонения в состоянии опорно – двигательного аппарата, особенно нарушения осанки;
не достаточно развиты силовые качества детей.
Основными направлениями в работе с детьми
являются:
знакомство с основами здорового образа жизни и воспитание потребности в нем;
удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
осуществление коррекции имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата;
формирование правильной осанки;
укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы;
развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок.
Цели и задачи направлены на обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка:
укрепление связочно-мышечного аппарата торса, рук и ног;
укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы;
формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки, обучение координации движений, умению расслаблять мышцы;
увеличение силовой выносливости мышц;
коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики.
повышение эмоционального тонуса;
улучшение вестибулярного аппарата;
устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения во время занятий физической культурой, досугов, развлечений.
Физические упражнения — ведущее средство устранения нарушений осанки. Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Упражнения должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей и постепенно усложняться с возрастом.
Для правильного формирования костно-мышечной системы большое внимание следует уделять общему физическому развитию ребенка. Причем с первых месяцев жизни, когда формируется позвоночник и его физиологические изгибы.
Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата работу нужно проводить по следующим направлениям:
создание предметно – развивающей среды и санитарно-гигиенических условий, способствующих профилактике нарушения ОДА;
организация двигательного и статика – динамического режимов в ДОУ;
работа с семьей по данной проблеме.
Создание предметно –развивающей среды для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата способствует : оздоровлению детей, реализации их двигательных возможностей в зависимости от уровня здоровья, физической подготовленности, двигательной активности, половой принадлежности, двигательного воображения, навыков настроения; формированию осознанного отношения к своему здоровью, правильной осанки у детей, коррекции ее нарушений.
Формы работы по профилактике нарушений ОДА :
физические упражнения, физкультминутки;
подвижные игры и упражнения;
закаливание, гимнастика после сна;
дыхательная гимнастика;
лечебный и оздоровительный массаж;
утренняя гимнастика, лечебная гимнастика, прогулка.