Мария Николаевна Романова
Консультация для родителей «Экспериментально-исследовательская деятельность детей в МДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментально – исследовательская деятельность
в дошкольном учреждении
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.
Публикация «Консультация для родителей „Экспериментально-исследовательская деятельность детей в МДОУ“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к изменению, как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи, и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Успешность подготовки детей к школе в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Задачами экспериментальной деятельности дошкольника являются:
1. Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира:
- знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомство с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
2. Развитие представлений об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
3. Развитие представлений детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух- его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость);
4. Расширение представлений об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей;
5. Расширение знаний детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
6. Знакомство детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
7. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
8. Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Экспериментально- исследовательская деятельность в дошкольном учреждении может осуществляться в разных формах:
• Познавательное занятие или часть занятия;
• Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты);
• Наблюдение, труд в уголке и на участке;
• Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность);
• Развлечения.
Содержание объектов экспериментально-исследовательской деятельности.
ЖИВАЯ ПРИРОДА
- корень – укрепление в почве, всасывание и накопление воды и питательных веществ;
- стебель – «проведение» и накопление воды и питательных веществ;
- листья – «приготовление» пищи и дыхание;
- цветы и плоды – размножение.
- к среде обитания;
- к сезону;
- экологической системе;
- природной (климатической) зоне;
- в неживой природе изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха, состояния осадков (снег, град, дождь, туман, иней, роса и т. д.);
- в жизни растений и животных изменение внешнего вида, способов питания, образа жизни;
-в разных климатических зонах.
- пруд – водная и водно-воздушная среда, бедная почва, много воды, недостаток света, невысокая температура;
- лес – богатая почва, мало света, достаточно влаги и тепла;
- луг – много света, нехватка влаги, достаточно тепла, почва беднее, чем в лесу;
- город – недостаток влаги, повышенная температура, плотная и бедная почва, мало света (из-за строений, наличие продуктов жизнедеятельности человека (мусор, загазованность, понятие об искусственной экологической системе, о роли человека.
-тундра – низкие температуры, недостаток света, вечная мерзлота в почвенном слое, повышенная влажность, короткое лето и продолжительная зима;
- смешанный лес (тайга) – наличие сезонности, достаточное количество влаги, богатая почва, теплое лето, мало света;
- пустыня – высокая температура, много света, недостаток влаги, бедная почва, особенности зимы (суточные колебания температуры);
- саванна – высокая температура, бедная почва. достаточное количество света, сезон дождей и засухи, особенности зимы (отсутствие низких температур);
- джунгли – высокая температура, богатая почва (но вымываемая водой, избыточная влажность, недостаток света, отсутствие низких температур в течение всего года;
- Арктика и Антарктика – низкие температуры, отсутствие почвы, недостаток света, вода в двух агрегатных состояниях (твердом и жидком).
- живая и неживая природа (температура, освещенность, влажность, плодородие почвы и т. п.);
- животные и растения;
- растения и растения;
- животные и животные;
- человек и природа.
- птицы – звери – насекомые – земноводные;
- плотоядные (хищники) – травоядные – всеядные животные;
- домашние – дикие животные;
- зимующие – перелетные птицы…
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
- свойства и качества;
- переход из одного состояния в другое;
-круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.
- рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток;
- природные катаклизмы (землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы).
- Солнечная система – планеты, спутники (естественные – Луна и искусственные);
- небесные тела (метеориты, кометы)
- солнечное и лунное затмение.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
ЧЕЛОВЕК
- особенности строения человеческого тела;
- особенности строения и функционирования органов и систем;
- человек как высшее биологическое существо, его отличие от животных;
- экологические катастрофы (загрязнение воды нефтью и химическими отходами, высыхание водоемов, вырубка лесов и пр.);
- роль человека в возникновении и разрешении экологических катастроф;
- выращивание человеком растений и животных с учетом особенностей их строения и развития (стадии роста, особенности размножения, ухода и пр.);
- использование растений и животных, искусственный отбор.
РУКОТВОРНЫЙ МИР
- предмет и его признаки (строение, функции. Форма, размер, цвет, назначение);
- свойства материала (хрупкий, ломкий, мнущийся, непрочный, бьющийся, прочный и т. п.);
- качество материала (сыпучий, твердый, мягкий, гладкий, шершавый, тонкий, толстый и т. п.);
- связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением.
- предметы и их значение для удовлетворения потребностей человека (духовных, интеллектуальных, игровых, социальных, трудовых, бытовых и др.);
- компоненты трудового процесса (цель, мотив, действие, операции, средства, результат) и его этапы (алгоритм деятельности).
- многообразие рукотворного мира, возможность его преобразования;
- ретро- и перспективный взгляд на предмет (прошлое – настоящее – будущее);
- возможность сделать предмет удобным и красивым;
- отражение (зависимость) в предмете опыта человека-творца, его деловых и личностных качеств;
- связи, отношения в системе человек – предмет – природа – человек.
Анализируя все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что новое усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».