Елена Неклюдова
Консультация для родителей «Ум ребенка в пальчиках»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему : «Ум ребенка в пальчиках»
Воспитатель первой квалификационной категории Неклюдова Елена Геннадьевна
Давным-давно, а может, нет…
Узнала я один секрет:
Чтоб умным быть и речь развить
Ребенка нужно научить
Не сложной хитрости одной
Своею ладить пятерней.
О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог Сухомлинский. И это не просто красивые слова.
Публикация «Консультация для родителей „Ум ребенка в пальчиках“» размещена в разделах
Что родители знают о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные. Поначалу пальчики все больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается настоящее «наступление» на окружающий мир: маленький ребенок познает мир путем всестороннего обследования предметов: видит, ощупывает, облизывает, слышит. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее и шаловливее. Они уже действуют осознанно и все чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели.
Но что стоит за всеми этими действиями? В то время как вы умиляетесь «кульбитам» этих крохотных пальчиков, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребенок просто забавляется со своими ручками, а он тем временем активно познает мир и. умнеет.
Поэтому чем больше внимания вы уделяете кистям малыша (поглаживаете и разминаете пальчики, загибаете и разгибаете их, тем активнее у него развиваются мозг и речь. Ведь ум ребенка сейчас сосредоточен именно на кончиках пальцев!
На пальцах руки находится множество нервных окончаний. Ловкость и подвижность пальцев рук (мелкая моторика) является одним из важнейших факторов интеллектуального развития ребенка. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
Кроме того, хорошо развитая мелкая моторика пригодится ребенку и для обучения письму, и для множества бытовых дел. Малышей, с которыми много занимались в раннем детстве, гораздо проще научить держать ложку и вилку, завязывать шнурки, писать и рисовать, у них не возникает проблем с памятью и воображением.
Игры с пальчиками — представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру.
Немаловажным элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес детей и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает.
При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук.
Продолжая разговор о пользе пальчиковых игр, нужно заметить, что они не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию. Научившись изображать с помощью пальчиков знакомые предметы, игрушки, животных, ваш ребенок наверняка начнет придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же незаменимых пальчиков.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.
Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита.
То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе :
• Много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.
• Необходимо читать ребенку.
• Рассказывать обо всем, что его окружает.
• Показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают.
• И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики - неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.