Наталья Геннадьевна Орищенко
Консультация для родителей «Развитие навыков сотрудничества у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
Сотрудничество как активное взаимодействие между детьми объединяет в себе сложные социально-психологические механизмы, которые требуют от человека определенной степени готовности и зрелости. В таком случае, можно ли говорить о сотрудничестве дошкольников между собой? Способны ли они сотрудничать друг с другом в процессе решения образовательных задач на занятии?
Публикация «Консультация для родителей „Развитие навыков сотрудничества у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Многие исследователи (М. И. Лисина, В. А. Петровский, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова, В. Г. Утробина и др., раскрывая процесс становления форм, поиска средств детского общения и сотрудничества, изучая возрастные изменения отношений ребенка к взрослому и сверстнику на протяжении дошкольного возраста, неоднократно отмечали, что первоосновы сотрудничества формируются именно в период дошкольного возраста. Именно в этот период во взаимоотношениях детей начинает активно формироваться коммуникативная и социальная компетентность, а взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми приобретает особые черты.
Старший дошкольный возраст - это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность.
Общение со сверстником - это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя. Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.
Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками. В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. Именно в этот период во взаимоотношениях детей начинает активно формироваться коммуникативная и социальная компетентность, а взаимодействие ребенка со сверстниками приобретает особые черты. У старших дошкольников возрастает способность к эмоциональной отзывчивости, проявляется готовность к сочувствию, сопереживанию в ответ на физическое, психическое, эмоциональное состояние других людей. Также возникает бескорыстное желание помочь сверстнику, уступить ему, поделиться важными для самого ребенка игрушками, предметами. Само общение в период старшего дошкольного возраста становится более сложным, многоплановым, эмоционально-выразительным. Для ребенка наиболее важен выбор партнера для общения, игры, совместной деятельности, который определяется не только дружескими взаимоотношениями, но деловыми качествами сверстника.
Благоприятные условия для установления сотрудничества дошкольников со сверстниками создаются в разных видах детской деятельности: игре, труде. Те качества личности, которые закладываются у детей в процессе игрового сотрудничества в дошкольном возрасте, во многом определят его взаимоотношения с окружающими людьми во взрослой жизни. В процессе обучения на занятии как синтетической деятельности взрослым создаются возможности для того, чтобы дети осознавали необходимость друг в друге, учились планировать совместную работу, контролировать свои желания, согласовывать с партнерами свои мнения и действия.
Таким образом, можно сказать, что все указанные особенности старшего дошкольного возраста создают реальную основу для развития сотрудничества в этот период.