Светлана Самсонова
Консультация «Развитие звуковысотного слуха у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие звуковысотного слуха у дошкольников»
Известный педагог, наш современник, автор фонопедического метода В. В. Емельянов считает, что «Главная задача музыкального руководителя в детском саду – научить ребенка любить пение и не стесняться, если что-то не получается. Дети должны получать удовольствие от самого процесса пения. Однако, осознавая важность работы по развитию всех вокально-хоровых навыков в целом и чистоты интонации в частности, и учитывая, что дошкольное детство – наиболее благоприятный период для этого, мы используем каждую возможность, чтобы способствовать этой работе. Применяя различные игровые приемы и упражнения, можно научить ребенка петь, точно интонируя мелодию».
Публикация «Консультация „Развитие звуковысотного слуха у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии называют мелодическим. Мелодический слух имеет две основы – ладовое чувство и музыкально-слуховые представления. Рассмотрим эти две основы.
Ладовое чувство позволяет различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, тяготение к друг другу. Одно из наиболее элементарных его проявлений – чувство тоники, воспринимать мелодию, которая завершается неустойчивым звуком, как незаконченную. Благодаря ладовому чувству все звуки мелодии воспринимаются в их отношении к тонике и другим устойчивым звукам лада. Каждый звук мелодии имеет своеобразную ладовую окраску, определяющую степень его устойчивости и характер тяготения. От ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые звуки во многом зависит чистота интонации. Первоначально надо научить ребенка ощущать тонику и находить ее. В этом помогают упражнения на развитие ладового чувства : песенки, построенные на звуках тонического трезвучия (музыкально-дидактическая игра «Бубенчики», упражнение «Наш дом», муз. Е. Тиличеевой, в котором каждая фраза заканчивается на тонике. Здесь можно использовать такой прием: педагог поет вместе с детьми всю фразу, а последний звук (тонику) не поет – дети сами должны ее найти, то есть точно интонационно спеть.
Становление элементарных проявлений ладового чувства происходит у дошкольников в основном без специальных воздействий, просто под влиянием музыкального окружения, на музыкальных занятиях.
Если ладовое чувство формируется постепенно с возрастом и музыкальным опытом детей, то развитием музыкально-слуховых представлений (второй основы звуковысотного слуха) мы занимаемся вплотную с младшего возраста, используя для этого весь арсенал методов и приемов, игр и вокальных упражнений – все, что играет роль в становлении звуковысотного слуха, а, значит, и в развитии чистоты интонации. Музыкально-слуховые представления – вторая основа для этого развития.
Обратимся к диагностике программы «Гармония». Существует шесть ступеней в развитии этой способности.
На первой ступени интонирование отсутствует, ребенок просто проговаривает слова песни в определенном ритме.
На второй ступени появляется интонирование всего на одном-двух звуках мелодии, на которых ребенок поет всю песню. На этой ступени находится 60% детей четвертого года жизни.
Для третьей ступени характерно интонирование общего направления движения мелодии (возраст -4-5 лет, средняя группа).
На четвертой ступени развития интонирования мелодии голосом на фоне воспроизведения общего направления движения мелодии появляется чистое интонирование отдельных ее отрезков (дети 5-6 лет, старшая группа).
Пятая ступень – чистое пропевание всей мелодии песни с аккомпанементом. Ее достигают только 28% детей 6-7 года жизни.
Есть шестая ступень – чистое пение мелодии без аккомпанемента.
ПРИЧИНЫ ФАЛЬШИВОГО ПЕНИЯ:
Данной проблемой занимались сотрудники Института художественного воспитания АПН РСФСР Е. И. Алмазов и Н. Д. Орлова. Ими было проведено специальное исследование причин фальшивого пения. Установили, что основной причиной является отсутствие координации между слухом и голосом. Есть еще ряд немаловажных причин:
- низкий уровень развития звуковысотного слуха.
- установлена зависимость умения чисто интонировать от владения другими
певческими навыками (дыхание, звукообразование, дикция).
- крикливое, громкое пение (мешает развитию слуха).
-маленький диапазон голоса (проявляется в монотонной речи).
-плохая артикуляция (зажата нижняя челюсть ;помогут упр-я Емельянова).
-нездоровый голосовой аппарат ребенка.
Работу по развитию слуха необходимо начинать с представлений о высоте звуков. В младших группах – это различные подражания. Как пример можно привести музыкально-дидактическую игру на развитие звуковысотного слуха «Кто в домике живет?». Дети, сидя на стульчиках (в домиках) «превращаются в котят, щенят, птичек…Взрослый стучит в каждый «домик» и спрашивает: «Кто в этом домике живет?». Ребенок сам принимает решение, каким голосом ответить – высоким или низким. Остальные дети, в зависимости от того что услышат, определяют, кто же живет в этом домике – большой кот или маленький котенок. Игровая форма позволяет воспроизвести и сопоставить интонации различной высоты. В работу вовлечена вся группа.
Различать звуки по высоте нужно и в старших группах, но уже на другом уровне. Давайте проанализируем «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. В разделе «Как рассказывает музыка?» даны упражнения-песенки на различение высоты звука. Ко всем этим упражнениям задается один и тот же вопрос: «Какой звук выше?». Последовательность заданий такая:
1 Упр. «Птенчики» - ч8
2 Упр. «Качели» - м7
3 Упр. «Эхо» - б6
4 Упр. «Часы» - ч5
5 Упр. «Труба» - ч4
6 Упр. «Колыбельная» - м3
7 Упр. «Гармошечка» - б2
8 Упр. «Считалочка» - ч1
Как видим, сначала предлагается определить, какой звук выше в большом интервале и это не трудно. С каждым последующим заданием расстояние между звуками (интервал) уменьшается и, чтобы правильно ответить на вопрос, требуется больше слухового внимания и сосредоточенности.
Подобные задания хорошо развивают слух.
Дидактические игры. Их роль в развитии слуха у детей высока. Они есть для каждой возрастной группы. Дидактические игры способствуют формированию у детей звуковысотных представлений, это путь к развитию чистоты интонации (НА ЭКРАНЕ ИГРА «ПОЮЩИЙ МЯЧ» -две фотографии, ИГРА «ЗАЙЦЫ И МЕДВЕДЬ», муз Ребикова – ПРОКОММЕНТИ РОВАТЬ).
Игры с голосом. Это подражание звукам окружающего мира. Они предполагают использование различных образов: можно изобразить голосом разных зверей, явления природы (ветер). Очень полезны игры с использованием глиссандо, такие как «Взлет ракеты», «Вьюга». Они развивают подвижность голоса, диапазон и не требуют точной интонации. В. В. Емельянов придает им особое значение, так как игры с голосом помогают воспроизводить и сопоставлять интонации разной высоты, помогают почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним, расширить диапазон речевого и певческого голоса, развивают интонационный слух.
(ВИДЕО – ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ. ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ).
Маленький диапазон голоса является причиной фальшивого пения. Есть дети, которые от природы имеют слух, но не могут спеть даже простой песенки. Приведу пример: ребенок поет чисто звуки «до», «ре», «ми», «фа» первой октавы, но чисто спеть выше не может. Прошу спеть «соль» - поет «фа», прошу спеть «ля» - опять поет «фа», прошу попищать – «пищит» на ноте «фа» первой октавы. Выходит, имея слух, ребенок поет фальшиво
все звуки, что за пределами диапазона его голоса. Выход – развивать диапазон. В этом может помочь такой прием, как чтение стихотворений в разных регистрах. Детям нравится упражнение И. Рыбкиной «Мышки и мишки» :
Запищим мы как мышата (проговариваем в высоком регистре).
А потом как медвежата (проговариваем в низком регистре).
Сказка «Волк и семеро козлят» - подражаем голосу Козы и Волка, пропевая в разных регистрах известные слова сказки. Чистота интонации в этом случае не важна, у нас другая задача.
Работая над развитием диапазона, нужно помнить об охране детского голоса. Не позволять петь громко, с напряжением. Певческий аппарат у ребенка анатомически и функционально только начинает складываться, поэтому задача охраны детского голоса на протяжении всего дошкольного возраста остается главной. У детей должен сформироваться навык негромкого пения, поскольку громкое пение, «пение-крик» не соответствует ни анатомо-физическим возможностям детей, ни эталону звучания детского певческого голоса. Оно ставит под угрозу здоровье голосового аппарата.
Пение с детьми а капелла помогает выработать более сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей в целом. Этот метод воспитывает слуховое внимание и очень полезен для развития звуковысотного слуха. Ту же задачу выполняет прием пения с закрытыми глазами. На первом этапе, когда у ребенка отсутствует чистота интонации, аккомпанемент только мешает, потому что нужно сосредоточиться на восприятии и воспроизведении мелодии, подстраиваясь к голосу взрослого. А вот когда у ребенка появляется частичная интонация, тогда аккомпанемент будет помогать, поддерживать пение и мелодически, и гармонически.
Есть у М. Трубниковой технология «Учимся играть по слуху», которая развивает музыкальный слух в игре на детских музыкальных инструментах. Вот что пишет автор этой технологии: «В результате многолетнего экспериментального исследования, проведенного под руководством доктора психологисеских наук К. В. Тарасовой, были доказаны возможность и необходимость обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах по слуху. Игра по слуху – прямой и наиболее адекватный метод развития музыкального слуха». Подробнее об этой технологии можно прочитать в журнале «Музыкальный руководитель» №5 2005года.
Графическая запись, движения, моделирование направления мелодии - все это тоже помогает детям установить координацию слуха и голоса (моделирование движения мелодии на фланелеграфе с последующим пропеванием ее, показ направления мелодии рукой («Горошина», муз. В. Карасевой, графическая запись на мольберте).
Музыкальные руководители особое значение придают играм- повторялкам по принципу упражнения «Эхо» М. Андреевой и пению «цепочкой», когда знакомое упражнение или песню поют поочереди: педагог – ребенок, чтобы не потерять чистоту интонации.
В песнях старших групп детского сада часто встречаются интонационно трудные места. Пропевать их нужно отдельно на звук «у» в медленном темпе. Звук «у» позволяет точно направить звук, достать каждую нотку, как иголочкой уколоть ее.
Как лучше расположить детей на занятии:
- дети должны сидеть со стороны высоких звуков инструмента.
- полезно чередовать поющего и не поющего ребенка.
- полезно впереди посадить детей с неразвитым слухом, а сзади – детей с развитым. Таким образом впереди сидящие дети будут слышать чистое пение музыкального руководителя с одной стороны и чистое пение детей, сидящих у них за спиной. В условиях такого окружения у детей будет развиваться звуковысотный слух.
Итак, что способствует развитию звуковысотного слуха :
- Игры с голосом.
- Дидактические игры.
- Развитие речевого и певческого диапазона.
- Пение а капелла.
- Моделирование, графическая запись движения звуков.
- Игра на детских музыкальных инструментах (подбор по слуху).
- Различные приемы, в том числе игровые (пение «цепочкой», пение на звук «у», пение с закрытыми глазами, пение по принципу «Эхо», пение в медленном темпе, проговаривание и пропевание текстов в разных регистрах).
- Вокально-интонационные упражнения, имеющие конкретную развивающую задачу : удержать интонацию на одном звуке, упражнять в пропевании конкретного интервала вне тональности или мелодических оборотов в ладу.
(НА ЭКРАНЕ – УПРАЖНЕНИЕ «НИТОЧКИ». ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ).
(НА ЭКРАНЕ – УПРАЖНЕНИЕ «КУКУШКА». ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ).
- использование металлофона побуждает детей петь в высокой позиции.
- правильное расположение детей на занятии.
Есть еще ряд приемов и методов для развития чистоты интонации, но они сложны для дошкольников : пение про себя отдельных фраз песни по знаку музыкального руководителя, когда, например, одна фраза поется вслух, другая про себя, следующая опять вслух…и далее до конца песни. Так проверяется уровень чистоты интонации у детей.
Есть методы, системы, развивающие ладовое чувство, без которого невозможно развитие мелодического слуха. К ним относится метод относительной сольмизации и метод «Болгарская столбица».
Очень важно начинать работу по развитию слуха с примарного диапазона – средней части общего диапазона, которая совпадает с речевой зоной и звучит наиболее естественно и красиво. Именно на примарных звуках проявляется правильная от природы координация между всеми звеньями голосового аппарата. И песни, и распевки на начальном этапе обучения должны располагаться в этой области и по диапазону не превышать терции, в крайнем случае – кварты.
Дошкольники очень любят петь, поэтому нужно в системе заниматься развитием звуковысотного слуха, чтобы их пение приносило радость самим детям и окружающим.