Лидия Жулинская
Консультация для родителей «Постановка и автоматизация звуков, взаимодействие учителя-логопеда и родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители, сегодня хотела бы вам рассказать о постановке и автоматизации звуков. Процесс постановки звуков делится на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе идет подготовка органов артикуляции, формирование правильного дыхания, развитие общей и мелкой моторики, то есть мы выполняем упражнения артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, физкультминутки и пальчиковые гимнастики. Очень важно научить ребенка выполнять все упражнения правильно, начинать с более легких упражнений и постепенно их усложнять. Для каждой группы звуков существует свой комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, они (упражнения) могут иметь разное название, но смысл у них один. Все упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть, как свое выполнение упражнений, так и взрослого. После отработки необходимого комплекса упражнений, идет непосредственная постановка звуков или начинается основной этап. Звук может быть поставлен по подражанию, когда ребенок, глядя на логопеда, ставит в правильное положение органы артикуляции для вырабатываемого звука. Или коррекция звуков происходит помощью механического способа, то есть логопед механическим способом моделирует положение органов артикуляции. На этом этапе так же продолжается работа над дыханием и моторикой. Когда звук поставлен, начинается его автоматизация (закрепление) и введение в речь. Все происходит постепенно, от изолированного произношения к предложениям и связной речи. На последнем третьем этапе идет дифференциация звуков, то есть работа над из различением в потоке речи. Весь процесс постановки звуков от первого этапа и до последнего индивидуален, у кого-то из детей происходит быстрее, а у кого-то медленнее. Учитель-логопед начиная с первого этапа, оставляет для родителей рекомендованное домашнее задание, которое необходимо для закрепления навыков, полученных на занятиях. Поэтому очень часто педагогу приходится быть настойчивым и напоминать родителям о выполнении заданий. Без этой взаимосвязи коррекционный процесс затягивается, и к сожалению вызванные звуки не автоматизируются в речи. Появляется «кабинетная» речь, когда на занятии у логопеда ребенок произносит все звуки, а дома или в группе нет. Не бойтесь попросить ребенка сказать слово правильно, когда вы знаете что нужные звуки у него уже есть. Это поможет ему быстрее ввести звуки в речь и у него появится самоконтроль над своей речью.