Наталья Путилова
Консультация логопеда «Искажения звуков. Что делать»
За многолетний логопедический опыт работы я поняла, что многие родители и к сожалению некоторые воспитатели, не имеют достоверной информации о речевых проблемах детей.
Рассмотрим самый распространённый вид речевого нарушения -
ИСКАЖЕНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ. Это акустически ненормативное произношение звуков речи. Видоизменённая звуковая структура слов приводит к дефектной речи.
Публикация «Консультация логопеда „Искажения звуков, Что делать“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
В отличие от замены или отсутствия фонем, искажение не является физиологическим и не проходит самостоятельно.
Часто искаженно произносятся звуки различных групп, т. е. имеют место полиморфные дефекты:
ротацизм+сигматизм,
ротацизм+ламбдацизм,
сигматизм шипящих+дефекты заднеязычных и т. д.
Статистически чаще искажается произношение переднеязычных фрикативных (шипящих и свистящих, реже – задне- и среднеязычных.
По своему логопедическому статусу дети с искажением звуков могут относиться к группе- ФН, ФФН или ОНР.
ЧТО ДЕЛАТЬ (ИСХОДЯ ИЗ ПРИЧИННОСТИ)
Коррекция проходит: с помощью артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений (в режимн. моментах, в НОД) - используем при восстановлении движений органов артикуляции (языка, в результате чего звук исказился.
Когда используем. При мономорфном (нарушена одна группа звуков, например, шипящие) и полиморфном (сложном, диффузном) нарушении произношения при дислалии.
С помощью артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений. Иногда дополнительно требуется ортодонтическая коррекция, хирургическое устранение аномалий ЧЛО, неврологическое лечение (специалисты советуют).
Когда используем. При механической дислалии, которая обусловлена укороченной подъязычной связкой, большим неповоротливым языком (макроглоссией) или маленький узким языком (микроглоссией, высоким («готическим») сводом нёба, диастемами, аномалиями прикуса.
С помощью артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений + правильный образец звучания (тяжело выполнить там, где есть речевые проблемы в семье).
Когда используем. При функциональном «косноязычии», которое связано с вялостью речевой моторики, подражанием дефектной речи окружающих и пр.
С помощью артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, логомассажа, игр для развития мелкой моторики + развитие слуховой памяти и внимания.
Когда используем. При искаженном звучании звуков в структуре дизартрии.