Ольга Швецова
Семинар «Организация самостоятельной деятельности детей на развивающей стене»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Незабудка»
Организация самостоятельной деятельности детей на развивающей стене (из опыта работы)
Выполнила воспитатель
Швецова О. В.
2018
Изучение опыта работы: Давыдовой О. И., канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования Института психологии и педагогики Алтайского государственного педагогического университета г. Барнаула Коврижных Е. В., Старшего воспитателя высшей квалификационной категории МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 11 “Рябинушка”» г. Заринска, руководитель региональной инновационной площадки в системе образования Алтайского края. Развивать самостоятельность у детей – задача педагогов Согласно ФГОС ДО1 на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании; уметь выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. В основе этой работы должны быть единые принципы и цели воспитания: -черт характера: дисциплинированность, самообладание, терпение, трудолюбие, честность; - умения принимать решения, отбирать и накапливать для этого необходимую информацию; -устойчивого целостного мировоззрения; -навыков повседневной жизни (знать правила личной безопасности, обладать навыками - бытового самообслуживания, бережно относиться к вещам и т. д.); -навыков общения (устанавливать и поддерживать контакты с другими детьми и взрослыми, разрешать конфликтные ситуации). Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, педагоги должны модернизировать образовательную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Развивающая стена-способ организовать самостоятельную деятельность детей Развивающая стена в каждой группе своя. Она отражает предпочтения детей и воспитателей. Ее дизайн и наполнение соответствуют названию группы.
Публикация «Семинар „Организация самостоятельной деятельности детей на развивающей стене“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Оформить развивающую стену – по силам любому педагогу Неотъемлемые части развивающей стены – материалы, игры и пособия – хранятся в специально оборудованных шкафчиках, на полках и доступны детям. Почти весь материал развивающей стены имеет магнитную основу, поэтому ее главная составляющая – магнитная доска с различными элементами: лесками, прищепками, наборным полотном и тканью с лентойлипучкой, геодоской, втулками и вкладышами и т. д. Педагог может изготовить магнитную доску самостоятельно. Для этого нужно обклеить лист металла самоклеящейся пленкой. На доску можно повесить панно с накладными элементами. Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может стать обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими металлическими пластинами. На них легко крепятся фигурки на магнитах. В специальных кармашках на развивающей стене размещается разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фишки, магниты и т. д. КАКИЕ ИГРЫ МОЖНО ПРОВОДИТЬ НА РАЗВИВАЮЩЕЙ СТЕНЕ? Игры для развития изобразительных способностей: • в младших группах: «Дорисуй лучики солнышку», «Нарисуй дорожку»; • в старших группах: «Дорисуй человека». Игры по ФЭМП: • в средних группах: «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколько…», «Расставь от низкого до самого высокого и наоборот»; • в старших группах: «Найди соседа», «Посчитай и подбери гараж для машины», «Выложи в соответствии с цифрой», «Больше или меньше», «Посчитай и запиши». Речевые игры и игры с элементами обучения грамоте: • в младших группах: «Кто как кричит», «Скажи словечко»; • в средних группах: «Выложи правильно и расскажи», «Кто где?»; • в подготовительных группах: «Составь слово», «Какой первый звук в слове», «Найди пропущенный слог», «Сложи букву» и т. д. Логические игры: • в средних группах: «Что сначала, а что потом…», «Что лишнее»; • в старших группах: «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом», «Лабиринт».
Как работать с развивающей стеной – выбор педагога В младших группах, в силу возрастных особенностей воспитанников, задания даются на один день. В старших группах они могут быть рассчитаны на неделю или месяц. Например, в подготовительной группе «Морячки» работа с развивающей стеной рассчитана на неделю. Пока дети выполняют задания, педагог наблюдает за ними. Он ведет тетрадь наблюдений, отмечая, как дошкольники справились с заданием. Как правило, воспитанники легко выполняют их, поскольку они связаны с пройденными темами. Если ребенок испытывает затруднения, педагог работает с ним индивидуально. В основе работы с развивающей стеной – интерактивное обучение, которое предусматривает: -равные права для всех участников деятельности; -работу в микрогруппах из 4–6 человек; -определение лидеров. Педагог не должен делить детей на микрогруппы по своему усмотрению. Состав команды не меняется в течение месяца, а лидера дети выбирают каждый день. Не взрослый управляет деятельностью детей, а содержание занятия (или игры) «диктует», что им делать Характеристика изменений деятельности детей и педагогов в процессе работы с развивающей стеной Методы обучения Опосредованные, преимущественно продуктивные, с учётом индивидуальный и познавательных склонностей и возможностей детей. Педагогические средства Актуализация личностного опыта воспитанников. Целенаправленное развитие познавательных способностей. Исследовательская и творческая деятельность. Способы мотивации Привлекательность обучения связывается: -С получением удовлетворением, радости; -Проживанием эмоций от решения загадок, раскрытие тайн, новых открытий;
-Личностными достижениями, вовлеченностью в эмоционально насыщенные виды деятельности (игра, творчество, поиск) ; - Обеспечеванием самореализации и т. д. - Дидактические материалы - Материалы готовят дети, педагоги, родители. Они рассчитаны на дошкольников с различными познавательными склонностями и возможностями. - Тип взаимодействия - Ребёнок в образовательном процессе сначала субъект своей активности и инициативы, затем- собственного развития, в будущем – своей жизни. - Основные функции воспитателя - Функции педагога проектируются и варьируются с учетом образовательной ситуации. Воспитатель обеспечивает ребёнка предметами, играми и игрушками, предоставляет в его распоряжении все необходимое для развития самостоятельной деятельности.