Елена Шаповалова
Консультация для родителей «Игра как особый вид деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Д. В. Менджерицкая
Публикация «Консультация для родителей „Игра как особый вид деятельности“» размещена в разделах
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни, и используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
В игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, т. к. в коллективной игре происходит взаимодействия различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Неудивительно, что проблема игры привлекла и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов, но и психологов и философов. Так замечательный психолог Л. С. Выготский подчеркивает, что "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности отвечающей запросам и влечениям самого ребенка".
В концепции игровой деятельности, созданных в последнее время Л. А. Венгер, Г. Г. Кравцовым, Е. Е. Кравцовой, С. Л. Новоселовой, доказано: "развитие сюжетной игры в дошкольном детстве начинается с сюжетно - отобразительной игры и постепенно вырастает в сюжетно - ролевую, пик развития которой приходится на возраст 4 - 5 лет.
Условия необходимые для того, чтобы дети имели возможность проявить творчество в сюжетных играх - это чтобы игры были привлекательными.
Во-первых, необходимо, чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры.
Во-вторых, педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строится с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка.
В-третьих, предметно - игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.
Рассматривая особенности педагогического сопровождения сюжетных игр в нашем детском саду, обсуждая, основные методы руководства игрой; мы пришли к выводу, что огромную роль играют разные возрастные этапы дошкольного детства. Так важнейшим условием появления сюжетных игр у детей третьего года жизни становится насыщение игрой всей жизни детей в группе. Хорошо использовать "параллельное" проигрывание бытовых сюжетов. В результате игровой опыт детей обогащается.
Забота взрослого о ребенке становится ведущим источником сюжетно - ролевых игр на четвертом году жизни. Нашей задачей быть носителем нового для построения игры ребенка, побуждать ребенка принимать и называть свою роль, помогать вступать в ролевой диалог. Наша позиция постепенно меняется от "участника игры - носителя новых для детей игровых умений" к позиции "партнера - помощника", который направляет игру. Помогает детям незаметно перейти к использованию предметов заместителей.
В среднем дошкольном возрасте основой сюжетно - ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов, ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений. Так обогащая предметно - игровую среду мы помогаем ребенку вести за собой игровой замысел, целиком погрузиться в игровой мир. Таким образом, у ребенка развиваются способности к импровизации в сюжетно - ролевых играх; что способствует развитию мышления, речи.
У старших дошкольников игра достигает как бы кульминации в своем развитии и поднимает на более высокий уровень. Игровые интересы детей устойчивы. Игра заметно насыщается разнообразными событиями. Старшие дошкольники активно овладевают средствами эмоциональной выразительности. Особенность игры для детей этого возраста состоит в том, что у детей впервые появляется потребность строить совместную игру вокруг достижения общей цели.
И так осознавая, как важна игра для детей дошкольного возраста, не раз рассматривая этот вопрос на педсоветах и семинарах, осознаем тот факт, что развитие детей в ДОУ не эффективно в не игры. Я задумалась, как приобщить детей к игре, и пришла к выводу - какое содержание, я педагог, буду вкладывать в предлагаемую игру, зависит успех, какие же условия мне помогут, для формирования игрового содержания?
Изучение работ классиков педагогики и психологии (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, данных современных исследователей игровой деятельности дошкольников (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, приводит к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой целью необходимо использовать обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Наверное, пришла пора признать необходимость не только руководства сюжетно – ролевыми играми со стороны взрослого, но и организованного обучения самой игре. Мы не может изменить негативное влияние современных условий на детскую игру. Но у каждого педагога есть возможность создать оптимальные условия в образовательном процессе для обучения детей игровым навыкам.