Татьяна Миронова
Дидактическая игра, как вид деятельности у старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представители научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра — неотъемлемая часть человеческой культуры.
Публикация «Дидактическая игра, как вид деятельности у старших дошкольников,» размещена в разделах
В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на её природу. И по сей день, высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, неисторический характер. Несостоятельность таких взглядов опровергают сами детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у детей, живущих в одно время, но в разных культурах, экономических, географических условиях.
В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С её помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающем миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные в многовековой историей человечества.
Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.
Генезис игры уходит своими корнями в глубокую древность.
Великие мыслители трактовали воспитание с помощью игр как способ развития уникальной и неповторимой индивидуальности независимой творческой личности.
При создании системы общественного дошкольного воспитания в нашей стране с 1917 года идея обучения и воспитания детей посредством разнообразных игр широко пропагандировала Надежда Константиновна Крупская. Она призывала дошкольных работников активно принимать лучшее из педагогического опыта Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декроли, считая, что он может быть успешно применен и в советских детских садах.
Н. К. Крупская придавала игре как средству воспитания и обучения дошкольников огромное значение. Об этом она и часто говорила, выступая перед работниками детских садов, и много писала в своих педагогических трудах. «Игра для дошкольников - способ познания окружающего», утверждала Н. К. Крупская.
Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, отмечая воспитательное значение игры, неустанно ратовали за ее всемирное применение в практической педагогике.
Детские игры отмечаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры — драматизации и другие. В советской дошкольной педагогике за основу была принята классификация, рекомендованная Н. К. Крупской. Отмечая многообразие игр, она предложила объединить все игры в две большие группы. И в первую из них должны войти игры «самодеятельные», то есть те, которых дети самостоятельно ставят цель игры, выбирают средства для реализации игрового замысла, проявляют самодеятельность, фантазию, творчество.
Ко второй группе отнесены игры с правилами. Правила для таких игр придумываются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, а дети должны строго выполнять эти правила. Игры, вошедшие во вторую группу, позже были разделены на подвижные и дидактические игры с правилами.
Отмечая педагогическое значение игры, Н. К. Крупская подчеркивала, что в каждом виде игр решаются определенные педагогические задачи.
Если в играх с правилами активно воспитываются такие качества личности ребенка, как умение соблюдать правила игры, подчинять им свое поведение, умение преодолевать горечь в связи проигрышем, настойчивость в достижении победы и так далее, то в «самодеятельных» играх в большей мере развивается детское творчество, фантазия, организаторские способности.
В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его умственного, физического и психического развития: она увлекает ребенка, доставляет ему радость, вызывает положительные чувства и переживания, удовлетворяет его желания, выразить свои жизненные впечатления. Игра представляет собой своеобразную форму общественной жизни дошкольников : здесь дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы.
В процессе воспитания игры детей становятся более разнообразными по содержанию, форме и организации. Чем старше становится ребенок, тем большее место начинают занимать самостоятельные игры, которые являются источником саморазвития.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.
Дидактические игры, как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?». В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании.
Дети старшего дошкольного возраста уже умеют самостоятельно играть в дидактические игры. Они играют в настольные игры, знакомые подвижные дидактические игры, придумывают дальнейшие игровые ситуации, вводят новые правила игры, играют более уверенно. Воспитатель должен расширять круг имеющихся в обиходе детей дидактических игр, продумывать перспективу их развития так, чтобы содержание становилось более интересным, вводились новые правила, изменялись игровые условия. В ходе игры педагог отмечает, каким образом включался в игру каждый ребенок, чего ему не хватало для активного участия; какие умения и навыки закрепились, развились; оценивает результативность игр в формировании коллективистских качеств.
В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют в дидактических играх самостоятельность и устойчивость внимания, повышенный интерес к решению умственных задач. Если в средней группе детей в основном увлекал сам процесс игры, то теперь важнее оказывается результат, выигрыш, приз. Дети 4-5 лет в процессе игры действуют эмоционально, радуясь самому действию, а 5-6 лет проявляют сосредоточенность и целенаправленность, стремясь произвести действия наиболее точно. У них возрастает желание преодолеть препятствия, справиться с заданием. Это положительно влияет на качество проведения игры и вызывает желание играть самостоятельно. Е. И. Радина отмечает самостоятельность и общительность у детей данного возраста, положительно влияющую на способность к самоорганизации. Эти качества характерны лишь для тех детей, у которых есть некоторый опыт дидактической игры. Возросшее стремление более точно соблюдать правила свидетельствуют о развитии произвольности психических процессов.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовольствие. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.
Дети этого возраста могут устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, выявлять закономерности, анализировать, сравнивать, обобщать и делать простейшие выводы. Они не только составляют целое из частей, но и учатся делить его на равные части, воспринимая соотношение целого и части. Дидактические упражнения типа «Мы делили апельсин», «Каждому гостю – по куску пирога», «Поделись с товарищем» помогут детям решить поставленную задачу путем создания соответствующей игровой ситуации. Для измерения величины предмета используются приемы наложения и приложения предметов (подходит ли Мишке кроватка, машине – гараж, какой кукле подойдет платье).
В дидактической игре «Выбери ленточки» дети действуют с предметами накладывая их или прикладывая к образцу; ищут ленточку другого (такого же) цвета и размера, более или менее широкую и другие. В других играх, сравнивая предметы по форме, они различают овалы, круги, треугольники, четырехугольники. Дидактические упражнения помогут детям подобрать фигуры в соответствии с игровой задачей («Круги и овальчики для лисы и зайчиков», «Коврики с углами») разной степени сложности. Усложнить задачу можно, предлагая им подобрать фигуры определенной величины (два больших овала и один маленький, цвета (синий кружок, красный кружек и зеленый четырехугольник – по выбору, материала (все фигуры деревянный и одной величины).
Ориентировку в пространстве развевают упражнения на определенные положения различных предметов относительно друг друга или относительно самого ребенка. В таких играх дети могут, как бы проверяя друг друга, дать товарищу задание «Встань так, чтобы видна была улица» и затем спросить: «Где ты стоишь?» («перед окном», «сзади стола», «сбоку от шкафа», «справа от стула», «у левой стороны стола»).
Интересны детям игры, в которых надо определить, что изменилось. Для таких игр воспитатель вместе с детьми может придумывать специальные сюжеты, обозначая их жанр («детективный», «военный»). Неожиданность игровой ситуации и интересное содержание вызывают у детей ощущение новизны, азарт, а конечная цель, выйти победителем в игре, «разгромить вражеские полки», придумав лучший план, - предает уверенность в своих силах, увлекает сюжетом. Для таких игр необходима предварительная подготовка: детям читают сказки, рассказывают о знаменитом сыщике, проводят игры драматизации, в которых проигрывают прочитанные сюжеты, ситуации. В сюжетно-дидактических играх можно использовать музыкальное сопровождение (например, звук трубы как сигнал сбора полков, стихотворный текст для создания эмоционального фона («Лязг и скрежет металла, вой и грохот орудий – всё смешалось с начала, затемняя рассудок», «И пошли полки ровной линей: положить врага на чужой земле!», танцевальные движения для ощущения накала обстановки (например, можно придумать «танец воинов»). При этом активизируется воображение детей, появляется свобода движений, артистизм.
Дети этого возраста стремятся использовать в играх подручные материалы, подбирают интересные игрушки. Для игр воинов они самостоятельно изготавливают необходимые атрибуты. Знакомя детей с историей страны, рассказывая о жизни древнерусских государств, о богатырях, о походах, воспитатель может провести дидактическую игру «Собери воинов в поход», в которой нужно подобрать коня, одежду, оружие для воина. Изучая с детьми народные песни, игры, хороводы, воспитатель проводит дидактические упражнения и игры на знание пословиц, потешек и поговорок на разную тематику («Кто больше назовет», на использование песен в контексте народного календаря. Например, педагог раздает ребятам разные картинки с сюжетами народных праздников. Дети слушают песню в исполнении взрослого или в аудиозаписи, находят и поднимают соответствующую карточку («У наших ворот всегда хоровод»). Усложнением игры может быть введение нового правила: ребенок, поднимающий карточку, называет пословицу про праздник, изображенной на карточке или про досуговое время вообще, например, «Всякая душа празднику рада». Игры-загадки «Угадай, на чем играю» позволяют выделить тембр редко звучащего инструмента. Такие игры проводятся без поспешности, в них дидактическая задача ставиться одновременно с художественной. Персонажи выступают в игре в стихотворных образах.
В дидактических играх моделирующих различные полоролевые поведенческие ситуации «Как поступить», «Красивые слова», «Ссоримся-миримся», «Уголок мастера и мастерицы», дети не только узнают о внешних признаках мужского или женского типа поведения (проявлять заботу, уступать место и другие, об атрибутах, обозначающих принадлежность к тому или иному полу, но и познают себя в игре проявляя особенности характера «Мужчина должен поступать так, но смогу ли я сделать это в действительности?». В таких играх нужно объединять детей, предоставляя им возможность побыть вместе вдвоем–троём в «молодецкой» или «девичьей» компанией, чтобы подумать, как поступить.
Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Многие игры имеют «запрещающие» правила, которые ограничивают действия и слова играющих. В игре «Фанты» нельзя произносить «да», «нет», «черное», «белое». В игре «Что изменилось?» требуется закрыть глаза и не открывать их, пока не будет дан сигнал. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости.
Детям этого возраста необходимо предоставить возможность проявить себя в положительном с точки зрения окружающего общества поступке. Воспитатель знакомит их с лучшими образцами художественной литературы, учит делать нравственный выбор в той или иной ситуации, создавая условия, раскрывающие в ребенке нравственные качества. Дидактические игры по известным сказкам могут придумывать взрослые вместе с детьми; в этих играх ребята могут подбирать пословицы и поговорки, отражающие нравственный смысл сказки (пословица «Что посеешь, то и пожнешь» - к сказке «Лиса и кувшин»). Дидактические игры и упражнения на формирование коллективистских качеств («Помоги товарищу», воспитание гуманных и патриотических чувств («Вежливые звери») способствуют развитию комплексных социокультурных качеств, в основе которых лежит отношение к человеку, природе, окружающему миру.
Развитию интереса детей к природе, к живому миру, накоплению знаний о характерных свойствах овощей и фруктов, о жизни животных птиц и растений в разное время года способствуют дидактические игры «Каких птиц знаешь», «Вершки и корешки», «Чей нос лучше».
Наиболее интересны для детей и полезны для их умственного развития разнообразные игры загадки, которые требуют умения определять существенные признаки предмета, рассуждать, узнавать предмет по признакам. Сообразительности и внимания требуют так же игры, которых из частей составляется целое, - разрезные картинки, кубики.
Дидактическая игра планируется и вводится в занятие педагогам, поэтому именно от него зависит, какие задачи будут поставлены, как будет проходить игра, какого результата можно ожидать. Прежде всего, воспитатель должен хорошо объяснить детям игру: четко поставить дидактическую задачу, познакомить с использованными в игре предметами, рассказать о правилах игры. Если в младших группах воспитатель активно включается в игру, то в старших он ограничивает долю своего прямого участия и действует в роли помощника, советчика, наблюдателя. В конце игры педагог выделяет его положительные моменты, акцентируя внимание на степени самостоятельности, нравственном поведении в игре.
Ученые отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном воспитании детей. В процессе специально организованной деятельности ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать предметы. Воспитатель формирует у детей представление о сенсорных эталонах и способах обследования предметов. Основной формой обучения выступают занятия, на которых применяются дидактические игры. Е. И. Радина пишет о том, что в дидактических играх дети не заметно для себя получают знания, а главным побудителем выступает интерес игрового характера. Игры в коллективе вырабатывают организационные навыки, необходимые в самостоятельной дидактической игре.
Самостоятельные дидактические игры – это игры, которые проводятся в свободное время. Ведущая роль в них принадлежит воспитателю, если дети не проявляют инициативы или требуется закрепить какие либо знания или умения. Если игры возникают по желанию детей, то воспитателю принадлежит роль наблюдателя и советчика и, возможно, участника игры.
В игре неуместны требования, не связанные с ее задачей и правилами. Например, в игре «Наоборот» не нужно, чтобы дети давали полный ответ, поднимали руку, как это делается на занятиях. Но в игре существуют правила: отвечает тот, кого спрашивают, отвечает быстро, подсказывать нельзя, если ошибся, спрашивают другого. Дидактические игры кратковременны (10-20мин., и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес поставленной задачи. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Важно чтобы решением задачи были заняты все дети. Особенного внимания требуют дети робкие, застенчивые, иногда такой ребенок знает ответ, но от робости смущенно молчит. Задача воспитателя помочь ему преодолеть застенчивость, ободрить, похвалить за малейшую удачу.
В науке еще нет единого мнения, чем же в действительности является дидактическая игра : средством, формой, методом или видом деятельности.
Таким образом, главное, как нам видится, состоит в том, какие возможности открывает дидактическая игра в воспитании и развитии детей, какие богатства для познания таит в себе, какие новые перспективы в развитии игровых технологий указывает.