Оксана Иванова
Консультация для родителей «Метод проектов в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Метод проектов в ДОУ»
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что младших дошкольников называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают воспитатели.
Публикация «Консультация для родителей „Метод проектов в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Проектная деятельность. Консультации для родителей
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.
«Метод проектов» возник на рубеже XIX–XX в США. Разработчик метода американский философ и педагог Джон Дьюи, а также его последователь В. Х. Килпатрик. Основная идея авторов заключается в организации обучения на активной основе, через целесообразную деятельность дошкольника, основанную на его личном интересе и желании. С 1991 года теория Джона Дьюи, является современной теорией образования в России. Метод проектов пользуется популярностью во всем мире, т. к. он позволяет соединить теорию и практику в решении проблем.
В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее.
Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности дошкольника, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей,
-развитие познавательных способностей,
-развитие творческого воображения,
-развитие творческого мышления,
-развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
Учитывая возрастные психологические особенности детей, координация проектов должна быть гибкой, то есть педагог ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Работа над проектом включает совместную деятельность воспитателя и ребенка. Она распределяется следующим образом по этапам проекта :
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).
Следует заметить, проектная деятельность создает условия для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Педагог стимулирует самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность. В основе метода проектов лежит развитие исследовательских навыков ребенка, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Проект – актуален для дошкольников, в нем обязательно присутствует интересная для детей, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. В процессе проектирования дети выступают как заказчики, исполнители и непосредственные участники от зарождения идеи, до получения результата.
Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дошкольники учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Использование метода проектов в работе с детьми способствует повышению самооценки. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности. Метод проектирования является одним из методов развивающего обучения, он позволяет изменить стиль работы с дошкольниками, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс ДОУ.
Использование проектного метода в ДОУ способствует :
- формированию у детей ряда значимых компетенций, наращиванию универсальных умений воспитанников (формулировка замысла действия, прогнозирование, определение условий реализации замысла, оценивание результатов работы, позиционное видение мира) - способности детей к элементарной научной деятельности:
- развитию креативности,
- развитию психических процессов (воображение, мышление, речь,
- познавательные способности дошкольников,
- социализации,
- развитию коммуникативных качеств,
- повышению качества образовательного процесса,
- формированию сообществ «дети - родители» через преемственность работы педагога и семьи.