Татьяна Русяйкина
Консультация для родителей «Как заниматься с ребёнком по воспитанию звуковой культуры речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Для воспитания у ребенка звуковой культуры речи важно проводить упражнения, особое внимание уделяя, конечно, произношению звуков, которые ребенок не выговаривает. К 5 годам ребенок может уже правильно произносить все звуки.
Публикация «Консультация для родителей „Как заниматься с ребёнком по воспитанию звуковой культуры речи“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
С ребенком этого возраста следует проводить упражнения по звуковому анализу слова, что очень важно для последующего усвоения грамоты. Детям читают потешку, стихотворение, где несколько раз повторяется звук, вызывающий трудности в произношении. Сначала ребенок повторяет текст за взрослым, а затем называет звук, который чаще всего повторяется.
Приведу пример занятия, цель которого состоит в том, чтобы выработать у ребенка правильное произношение звука ш, развить речевой слух.
Для занятия необходимо подготовить игрушки (или картинки, муляжи) : вишня, яблоко, груша, мандарин, лошадь, корова. Предметы подбираются так, чтобы при парном их предъявлении в названии одного предмета был звук «Ш», а в названии другого не было. Подготавливается также набор картинок, в названиях которых имеется звук «Ш».
Предложите ребенку послушать стихотворение и уточните, какой звук чаще всего здесь повторяется.
Взрослый читает стихотворение, выделяя в словах голосом звук «Ш» (произносит звук «Ш» протяжнее, громче) :
Мышонку шепчет мышь;
«Ты все шуршишь, шуршишь!»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Уточнить какой звук чаще всего повторяется? (звук «Ш»). Объяснить и показать: для того чтобы хорошо произнести звук «Ш,» кончик языка надо поднять кверху, а губы слегка вытянуть вперед. Ребенок произносит звук, взрослый следит за тем, чтобы он правильно выдвигал губы вперед. Далее предлагает ребенку поднять руку тыльной стороной ко рту и произнести звук «Ш». Если правильно произнесешь звук «Ш», то почувствуешь теплый воздух.
Предложить сказать, как шипит змея, шумят листья на деревьях, когда дует ветер. (Звук «Ш» произносится протяжно).
Затем ребенку показать картинки и предложить назвать изображенные на них предметы. Рисунки, в названиях которых есть звук «Ш», откладываются отдельно.
Взрослый показывает игрушки, муляжи, картинки парами (вишня-слива, груша- яблоко, лошадь-корова) и предложить ребенку назвать те предметы, в названии которых имеется звук «Ш» (вишня, груша, лошадь).
Потом предложить придумать слова, в которых есть звук «Ш». Ребенок называет слова. Слова, произнесенные ошибочно, взрослый разбирает вместе с ребенком («Разве в этом слове есть звук «Ш»).
Также взрослый произносит потешки, чистоговорки, скороговорки и предлагает ребенку повторить их. («Тише, мыши! Кот на крыше!»; «Не найду я ушки. У нашей лягушки».) и др.
Работа над звуковой культурой речи ребенка не ограничивается только работой над звукопроизношением. Важны также и элементы звуковой культуры, как дикция, темп, умение регулировать силу голоса, интонационная выразительность речи.