Файзуллина Альфия
Консультация для родителей «Как помочь ребенку при задержке речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Помощь при задержке речевого развития
Ранняя коррекция проблем речи
Для того,чтобы в домашних условиях проводить коррекцию задержки речевого развития, важно проводить с малышами упражнения, стимулировать их речевую активность. Играйте с ребенком в игру «непонималочка», можно сделать вид, что вам непонятно, что от вас добивается малыш. По обыкновению дети стараются донести до родителей свои желания жестами, криками и указанием на предметы, при этом важно выражать искреннее непонимание того, что он от вас хочет, ведь это вынуждает ребенка произнести определенные звуки, чтобы объясниться с вами и уточнить его потребность. В данном упражнении необходимо проявить твердость, дети первое время могут негодовать по поводу непонимания, демонстративно плакать, кричать и топать ножками. Будьте настойчивы, это нужно самому ребенку – научиться облачать в слова свои желания.
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь ребенку при задержке речевого развития“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Ежедневно занимайтесь с ребенком артикуляционными упражнениями (гимнастикой, проводя ее через полчаса-час после завтрака. Ее проводят перед зеркалом, начиная с пяти - десяти минут по длительности. Изначально игры начинают с простых упражнений для тренировки языка и губ – улыбок перед зеркалом своему отражению, «блинчики» - круглый и плоский язык нужно класть на нижнюю губу на несколько секунд. Играйте в прятки с губами – сначала прячем нижнюю губу, затем верхнюю, затем обе внутрь рта. Затем создаем «заборчик» - смыкаем зубы, а губы открываем в улыбке или оскале. Затем переходим к более сложным упражнениям – делаем «часики» двигая язычком из стороны в сторону, играем в «лошадку» цокая язычком. Комплексы артикуляционной гимнастики можно поискать в интернете, их достаточно много, упражнения разделяются по степени сложности. Обязательно используйте в комплексе артикуляционной гимнастики кукол, мягкие и пальчиковые игрушки, плюшевых друзей малыша.
Не стоит забывать и о параллельном развитии общей моторики и психо-эмоционального развития – нужно ходить с предметами и без предметов, играя в мишку косолапого, лисичку или зайчика, делать упражнения на координацию и ловкость – ходить по линеечке, на носочках, на пяточках, перешагивать через лавочку, прыгать, приседать, катать мячики через полосу препятствий. Отлично помогают в этом музыкальные занятия по Железновым, где требуется под песенки повторять определенные действия, мы используем подобные в своем детском садике, они нравятся детям, они быстро запоминают движения и сами повторяют все упражнения одно за одним.
Параллельно с артикуляционными упражнениями, когда вы их уже отработали и малыш хорошо их начал воспроизводить, стоит применять дополнительно и дыхательные упражнения. К ним относят упражнения – «дуем на водичку» чтобы появилась рябь на поверхности, «сдуваем дождик» - делаем из елочного дождика метелочку и раздуваем ее с малышом. Нарежьте небольшие листочки из бумаги и играйте в осень, сдувая листочки с поверхности стола, «гейзер» - налейте в стаканчик воды и добавьте немного мыла, дайте малышу соломинку и пусть он выдувает на поверхности воды пузырьки и пену. Не забывайте развивать у малыша внимание, включая в цикл занятий игры и задания на развитие внимания – «повторяй за мной», «что исчезло со стола», «куда убежала лисичка», и многие другие. Эти занятия проводят плавную коррекцию общей и мелкой моторики ребенка, развивают артикуляционный аппарат, помогают тренировать память и дыхательную систему. За счет комплексного воздействия эти упражнения помогают в улучшении работы двигательных и чувствительных центров головного мозга у детей, что будет крайне важным в формировании полноценной и правильной речи у детей.
Обязательно отрабатывать звуки
Ребенка окружает множество звуков, и необходимо учить малыша имитации этих звуков. Учите ребенка обращать внимание на речевые и неречевые звуки, попробуйте начать с различения этих звуков – слушайте звуки природы, птиц и животных, как работает бытовая техника, музыкальные игрушки, инструменты. Затем просите малыша закрывать глаза и угадывать с закрытыми глазами, что за звуки он слышит. Следующим этапом нужно воспроизвести этот звук, так как у него получится. Нужно учить малыша звукоподражанию – как говорит кошка, собака, едет машина, папа стучит молоточком. Обязательно говорите с ребенком обычной речью, не повышая интонаций и не сюсюкая, ребенок должен слышать вокруг себя правильную речь и правильные тембры голосов. Уточняйте с малышом произношение гласных букв, пойте гласные и произносите с ними простые согласные звуки. При отработке звуков родителям необходимо соблюдать физиологическую последовательность в отработке звуков – учитывая их нормальное формирование в речевом развитии без дефектов. Вначале начинают отрабатываться все гласные звуки в речи, заем требуется отработка звуков[д],[д’],[б],[б’],[м],[м’],[п],[п’]. Только после полноценной отработки этих согласных звуков необходимо будет работать над шипящими [ж],[щ],[ш],[ч], или над сонорами [р],[р’] и [л],[л’]. Если у ребенка имеется задержка речевого развития, эти звуки будут появляться в лучшем случае к пяти-шести годам жизни, и только после выполнения и отработки особенных артикуляционных упражнений. Конечно, в идеале с детьми, которые имеют выраженные дефекты в речи и произношении этих звуков, должен отрабатывать эти звуки логопед.
Развивающие игры на прогулках и дома
На прогулке или дома, занимаясь привычными вам делами или играми, также можно отрабатывать речевые навыки, и начать можно с совсем простых заданий – вызывайте у ребенка простые звуки, звукоподражания и слова. Можно спрашивать у ребенка – «покажи, как поют птички», «как воет ветер», «как говорят животные» и перечислять их. Также можно спрашивать у детей – «назови, кто это?», «скажи, что это?», звукоподражания – это самые простые из заданий, надо стимулировать ребенка к произнесению сначала усеченных, а потом и полных форм слов. Обязательно нужно хвалить ребенка за правильные ответы или даже их подобия и четко и внятно произносить правильный ответ самому. Если малыш хотя бы немного говорит, хотя бы отдельные слова и звуки, можно пробовать с ним проведение игры «эхо». Эта игра предполагает возможность ребенком заканчивать фразы или повторять их. Проще всего брать фразы из детских стишков, чтобы вы начинали фразу, а малыш ее заканчивал, либо чтобы вы говорили, а малыш ее повторял. Например, «зайку бросила….(малыш говорит - хозяйка, под дождем остался…. (зайка)».
Элементы предметно-манипулятивной игровой деятельности
Ребенку нужно активно знакомиться с окружающим миром – наблюдать за насекомыми и трогать их, поднимать с земли листья и палочки, изучать окружающую природу и слушать ее звуки. Все это будет помогать в обогащении пассивного и активного словаря ребенка, при условии того, что все что трогает, рассматривает или изучает малыш, взрослый называет своим «именем», обращает в слова. При наблюдениях за живой природой ребенку придется волей неволей отождествлять со словами свои действия, составлять простые предложения, пытаться назвать вещи своими словами, составлять простые предложения. По возвращении домой попытайтесь нарисовать то, что вы видели, составьте короткий рассказик об увиденном, пусть ребенок примет самое активное участие в описании предметов и всего им увиденного и потроганного.
Нужно начинать и работу над построением фраз, проводимую по определенным этапам. Так, нужно вводить в речь ребенка предлоги «под», «из» или «в», но как это можно сделать просто? Для этого нужно взять обычный песок в песочнице и обычную воду в тазике. Теперь предлагайте малышу прятать игрушки в песочке или в водичке, вынимать игрушки из песка или воды, при этом проговаривайте просьбу и делайте акцент на предлогах голосом. Пусть ребенок проводит свои действия и сопровождает словами и предложениями – «я достал, я спрятал, я похлопал по песочку». Потом задавайте вопросы малышу – откуда ты доставал игрушки, куда ты положил формочку, что будет вынуждать использование при ответах различные речевые формы.
Игры с песком вообще помогают детям с проблемным речевым развитием : можно играть в игру «большой - маленький», с рисованием на песке маленьких и больших фигур, а малыш их называет и сравнивает, показывает и называет. Нужно вводить в такие игры уменьшительно-ласкательные формы речи «собака и собачка», «кошка и кошечка», дерево и деревце. Эти игры крайне положительно сказываются на развитии речи малыша и его развитии. Когда вы проводите занятия, чаще всего обращайтесь к вещам и объектам, которые окружают ребенка в быту. Спрашиваете ребенка о простых вещах, побуждая его отвечать – какую пользу приносят животные, как они кушают, пьют и как себя ведут. Можно играть в кукольный театр, проводить массаж биологически активных точек и говорить и говорить с малышом.