РИММА БЕЛОВА
Консультация для родителей «Как помочь маленькому ребенку преодолеть его тревоги и страхи»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы часто внушаем своим детям, что «бояться стыдно», «бояться глупо». А так ли уж противоестественно для ребенка испытывать тревогу и страх?
Психологи утверждают, что в каждом возрастном периоде есть свои «факторы страха», возможно, что такие:
- у младенца – это боязнь громких звуков, смены обстановки, незнакомые люди;
- у трехлетних детей – это общение с ровесниками, пугающие сновидения, гроза, темнота;
- у детей в возрасте пяти лет – это мифические существа вроде привидений, одиночество, боязнь потерять родителей;
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь маленькому ребенку преодолеть его тревоги и страхи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
- у школьника – это быть отвергнутым сверстниками, попасть в «позорную» ситуацию.
Если подобные страхи единичны и контролируемы, ничего нездорового в этом нет, в норме со временем ребенок их «перерастет». Другое дело, если страх мешает ребенку полноценно жить, устанавливать контакты, познавать мир.
Причины повышенной тревожности ребенка всегда сначала надо искать во внутрисемейных отношениях. Тревожные дети чаще всего встречаются в семьях, где наблюдаются:
- повышенная эмоциональность родителей. Если мама склонна к панике и драматизации, то ребенок будет невольно копировать ее реакции;
- конфликты в семье. Скандалы, ссоры, вечно раздраженные родители… В такой обстановке ребенку невозможно чувствовать себя спокойно;
- завышенные требования, постоянна критика, сравнение с другими детьми. Ребенок боится не оправдать ожиданий и быть отвергнутым;
- гиперопека. Если ребенку постоянно дают понять, что мир полон опасностей и он перед ними беспомощен, он начинает верить, что это так.
Тревожность – всегда следствие недостатка чувства защищенности и безопасности. Отсутствие того «надежного тыла», который в норме должны обеспечивать ему самые близкие люди.
Что же делать родителям, чтобы помочь своему маленькому ребенку преодолеть его тревоги и страхи?
1. Зачастую многим родителям следует обратить внимание, прежде всего, на свою собственную линию поведения.
2. Не высмеивать, не стыдить, не ругать ребенка за «трусость».
3. Не оставлять нарочно ребенка один на один с тем, что его пугает.
4. Всегда помнить, что даже если «страшилки» выдуманные, то страхи и эмоции ребенка реальные.
Тактика борьбы со страхами и тревожностями, в общем-то, проста.
НЕОБХОДИМО:
• Показать, что вы принимаете эмоции своего ребенка.
• Повышать самооценку ребенка, почаще хвалить за успехи, реже критиковать.
• Избегать сравнений (фразу «другие дети такой ерунды не боятся» ребенок воспринимает буквально «ты хуже других»).
• Верить в своего ребенка, поощрять его самостоятельность.
• Разбирать пугающие ситуации. Выяснять причину страхов и искать пути их преодоления.
• Обратиться к специалисту, если:
- страхи навязчивые, беспричинные, необъяснимые;
- страхи доводят до истерики и паники;
- у ребенка на нервной почве возникают энурез, тики, навязчивые движения;
- ребенок всегда и везде выискивает пугающий его фактор;
- страхи ведут к нарушению сна, ночным кошмарам.
А еще, уважаемые родители, возьмите себе за ПРАВИЛО, что ежедневное 15-минутное чтение своему ребенку СКАЗКИ на ночь сделает его более открытым и счастливым! Ведь сказка дарит ощущение родительской заботы и тепла, переносит в волшебный мир добра и красоты.
Через сказку ребенку проще разобраться в повседневных, но важных вещах: добро и зло, одиночество и дружба… Бывает так, что ребенок вновь и вновь просит почитать ему одну и ту же сказку. Обязательно прислушивайтесь к его просьбам. Возможно, он находит в этой сказке то, что тревожит и пугает его в реальной жизни. Если это так, то уже в дневное время пообщайтесь с ребенком на эту тему, разберите и объясните ему ситуацию из сказки и из реальной жизни.
Не сомневайтесь, сказка – отличный способ настроить ребенка на позитивное восприятие окружающего мира! Но только выбирайте такую сказку, которая хорошо заканчивается. Жизнеутверждающие истории вселяют веру в то, что мир не страшен и не таит угрозы. С таким настроем ребенок будет чувствовать себя смелее, а жизненные невзгоды воспринимать как нечто естественное, лишь закаляющее его характер и силу воли.
Важна и ПРОФИЛАКТИКА отклонений в психоэмоциональном развитии ребё нка:
- снятие эмоциональных зажимов. Этому способствуют подвижные игры, танцы, пластика, физические упражнения;
- проигрывание различных ситуаций. В этом направлении широкие возможности предоставляет ролевая игра. Сюжетами для таких игр следует выбирать трудные ситуации, предполагающие яркое проявление страхов, тревожных чувств. Например: «На приёме у врача», «Праздничный концерт в детском саду» и др. ;
- в работе с маленькими детьми – младшего и среднего дошкольного возраста - наиболее эффективно использовать игры с куклами. Ребёнок сам выбирает «смелую» и «трусливую», «добрую» и «злую» куклу. Роли следует распределять следующим образом: за «смелую» куклу говорит взрослый, за «трусливую» – ребёнок. Затем меняются ролями, что позволит ребёнку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и проявить различные эмоции;
- открыто побеседовать с ребёнком о его страхах и тревожных чувствах, оказывающих отрицательное воздействие на существующий у него образ «Я». Это не всегда удаётся сразу, ребёнок часто не хочет об этом говорить вслух. Но если он доверяет вам, то сможет выразить свои переживания словами. При проговаривании вслух чувства тревожности и страха ослабевают и уже не оказывают такого разрушительного действия на детскую психику.