Елена Алещенко
Консультация для родителей «Использование мнемотехники для повышения уровня развития связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотехники для повышения уровня развития связной речи детей дошкольного возраста.
Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией (компьютер, телевидение, а живого человеческого общения получают недостаточно. Развитие речи затормаживается. В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. В речи детей существуют множество проблем:
Темочки:
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1. Несформированность грамматического строя речи.
2. Недостаточный словарный запас.
3. Бедная диалогическая речь.
4. Неспособность построить монолог.
5. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
6. Плохая дикция.
Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Как сформировать речь ребенка, наполнить её палитрой слов, красивыми фразами, благозвучными словосочетаниями?
В педагогической деятельности используют разные методы, чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим. Для этого педагог применяет нетрадиционные, а главное эффективные приемы работы с детьми, такие как метод мнемотехники.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Мнемосхема (мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица) заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехника включает в себя : мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, признаков и явлений природы, персонажей сказки, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Также мнемотаблицы используют при разучивании стихотворений, составлении и отгадывании загадок, при знакомстве с художественными произведениями, при составлении описательных рассказов.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений и разгадывании загадок. Суть в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, всё стихотворение или загадка зарисовывается схематически.
На занятиях можно использовать варианты игр с мнемотаблицами :
1. Восстановить последовательность картинок по памяти.
2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.
3. Определять, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других.
4. Найти лишнюю картинку.
5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.
6.«Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы).
7. Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай». Педагог читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. С помощью мнемотаблиц ребёнок концентрирует своё внимание на правильном построении предложений.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов, также широко использовать мнемотаблицы. Вместе с детьми беседовать по тексту, рассматривать иллюстрации и отслеживать последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.
Разрабатывать мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы поможет детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой, и взрослый, и ребёнок в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.