Получи документы

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Надя Мешкова
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.

Японский врач Накимоси Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а чрез них и на внутренние органы человека. Рефлекторно связанные с ними.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях“» размещена в разделах

В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их упражнениями с шарами, зажатыми в кисти руки, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, нормализуют деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной системы, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев – с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.

Предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте жизни ребенка. Она оказывает особое воздействие на его умственное развитие. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются специально составленным набором предметов с запрограммированными свойствами.

Трудно переоценить значение первых игр малышей с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т. п. Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Дидактические игрушки выполняют еще очень важнейшую задачу: они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев. Все это дает возможность побуждать малышей к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым. В процессе действий с предметами совершенствуется моторика пальцев и координация движений левой и правой руки.

Следовательно, родители должны учить ребенка производить как можно больше действий с любым предметом: возьми. Положи, открой, закрой и т. д. Малыш не должен быть предоставлен себе – он должен под руководством взрослого учиться нужным действиям с предметами, потому что это развивает его мышление.

Пока сам ребенок не знает, что и как делать, ему надо показывать и подсказывать даже самые простые действия, научить его этим действиям. Девочек - играть в куклы, одевать и раздевать их, кормить, купать ит. д. Мальчиков – складывать из кубиков дом, катать машинки и т. д.

Все действия необходимо комментировать: «Вот белое платье. Надень платье, а я тебе помогу. Сейчас мама идет в гости к кукле Кате – топ, топ…» Мама включается в игру и говорит о том, что делает кукла. Так действия с предметами способствуют формированию обобщающих понятий.

Существуют пять видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними.

1. Игрушки для нанизывания. К ним относятся втулки, а также шары, кубы, полусферы и пр., имеющие сквозное отверстие, для составления различных пирамидок.

2. Игрушки, предназначенные для прокатывания, а также выполнения действий на группировку и соотнесение предметов по цвету, величине, форме. К ним относятся геометрические тела: кубы, призмы, параллелепипеды (кирпичики) ит. п.

3. Игрушки, состоящие из геометрических тел-вкладышей. Это разноцветные кубы, конусы, цилиндры, полусферы, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных различных по форме башенок, а также подбора предметов по цвету, форме, величине. Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки.

4. Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и др.). Подобранные по цвету, форме или величине, они используются для закрепления навыка группировки однородных предметов, соотнесения их по одному или нескольким свойствам.

5. Игрушки сюжетные, небольшого размера, высотой или диаметром 4-10 см. (куколки, машины, елочки, овощи, фрукты из папье-маше, а также предметы, подобранные по определенным признакам: цвету. Величине, форме. Например: различные коробочки, катушки, вазочки или природный материал – шишки, желуди, листья.

Эти игрушки учат ребенка видеть многообразие окружающей действительности, действовать рационально в зависимости от особенностей предмета. Например, беря в руки шар, малыш накладывает на него ладонь сверху, округляя ее и невольно уподобляя форме предмет. Другие игрушки, имеющие грани, ребенок захватывает уже по другому.

Положение руки при схватывании предметов, фиксирующее их форму, осуществляется на основе зрительно-тактильно-киностетических связей. При этом возникает как бы снятие «слепка» : глаз учит руку - рука учит глаз. Так восприятие ребенка обогащается не только представлениями о форме предметов, их объективных свойствах, но и пространственной ориентировкой.

На третьем году жизни более активно начинает развиваться речь детей.

С речевой функцией тесно связаны движения пальцев рук. По данным М. М. Кольцовой, проводившей электрофизиологические исследования, речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Детям можно предлагать катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать ботинки, играть в народные игры с пальчиками. Организовать дома кукольный театр, или театр –теней.

Все действия взрослых должны быть в форме игры. Поэтому - учите детей играть! Не навязывайте ему своих действий, не ругайте за непонятливость или неловкость. Если ребенок не понимает смысла действий, не настаивайте, вернитесь к этой игре позже.

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями - начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях ребенок учится тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения и в тоже время четко и выразительно.

Начинать нужно с простых упражнений. Показав упражнение 2 раза, предложить предложить ребенку выполнить его только по команде. без показа. Это развивает слуховое внимание.

1 "Руки в стороны". Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию

2. "Руки вперед". Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию.

3."Руки наверх". Руки подняты вертикально и приблизительно параллельно одна другой. Необходимо следить, чтобы в плечах и в руках не было излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление.

1. Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить "как веровочки".

2. Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны или вперед и до предела вытягивает их от плеча до кончиков пальцев. Потом ослабить напряжение; плечи опускаются, локти, кисти, пальцы слегка сгибаются и т. д.

Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста. Каждое упражнение проводится в течении нескольких минут, два - три раза в день. После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (например, опустили руки и потрясли ими или покачали руками - пусть отдохнут). А дальше можно продолжить упражнения с каждым пальчиком отдельно, в стихотворной форме типа:"Этот пальчик- дедушка. " ; "Раз-два-три-четыре -пять. "; "Мышка мылом мыла лапку - каждый пальчик по порядку. " и т. д. Все упражнения увлекателы и способствуют как развитию речи так и творческих способностей.

Наряду с пальчиковой гимнастикой эффективно проводить массаж и сомомассажи. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В. А. Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка находится на кончиках пальцев". Простейший метод - массаж, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью.

Подобные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей.

Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: расстегивание и застегивание пуговиц, молний, кнопок, завязывания шнурков на обуви, узелков па платье и т. д. Важно развитие мелкой моторики через посильное участие детей как в группе детского сада так и в домашних делах : сервировка стола, уборка помещения и игрушек. Эти нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

Рисование, лепка, конструирование из крупных деталей, выкладывание из мозаики, шнуровка - все это эффективные пути для развития мелкой моторики и интеллектуальных способностей детей.

Играя с ребенком, незаметно сокращайте свою активность, уступая ему первенство в игре. Спустя некоторое время малыш не будет нуждаться в вашем постоянном участии. И все же ваше присутствие, внимание к его успехам еще долго будут необходимы, потому что ребенок не всегда в состоянии сам оценить достигнутое.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развития детей дошкольного возраста в домашних условиях» Каждый ребенок- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо Природа – источник радостных.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Детям необходимо.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях» Михайленко Е. И. Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях». Пожалуй, каждый современный родитель знает.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать в этом зале, в такой чудесный день, в преддверии праздника – День Матери! Поздравляю.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Индивидуальный план самообразования Должность: воспитатель ФИО: Багданова Юлия Александровна Образование (когда и какое учебное заведение.

Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев…» Уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста БДОУ г. Омска «Детский сад общеразвивающего вида №377» Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Воспитатели:.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Консультация для родителей и воспитателей «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»
Опубликовано: 12 января 2016 в 21:48
+74Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»» (включая файлы) размещена пользователем Надя Мешкова (УИ 343089) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД