Оксана Иванова
Мастер-класс для родителей «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Любинского муниципального района Омской области
«Камышловский детский сад»
Мастер-класс
для родителей
Тема: «Играем пальчиками – развиваем речь»
Выполнила:
воспитатель
Иванова Оксана Владимировна
2016г.
Цель: Познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.
Задачи :
Публикация «Мастер-класс для родителей „Играем пальчиками-развиваем речь“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
1. Вызывать у родителей желание заниматься с ребенком по развитию мелкой моторики;
2. Построить эмоционально – доверительные взаимоотношения,способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.
3. Повысить компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.
4. Раскрыть актуальность пальчиковых игр и упражнений.
Оборудование: карандаши, спички, мелкие игрушки, природный материал
(камешки, желуди,резиновые мячи с шипами, шнурки, шнуровки, бусины, пуговицы, мозаика, пирамидки.
Участники: родители.
1 часть
Здравствуйте уважаемые товарищи родители. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о том, почему мы в работе с детьми используем пальчиковую гимнастику и почему, если Вы хотите чтобы ваш ребенок развивался гармонично, пальчиковой гимнастикой надо заниматься дома.
Ученые выяснили, что за последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. Как вы думаете, почему?
Правильно, родители, наверное, забыли, а может и не знают о пользе пальчиковых игр.
Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Работа рук способствует психическому успокоению;
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах - способствует возникновению успокающего эффекта - развивает речь ребенка;
2 часть
Вы хотите, чтобы ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда эта китайская пальчиковая гимнастика для ВАС!
1. Найдите глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки и так несколько раз.
2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя «круг». Начинаем с левой руки. Хорошо, теперь правая рука. И так несколько раз.
Уважаемые родители, если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные упражнения, то ваша нервная система станет спокойной, ведь давно подмечено. Что все болезни от нервов, берегите свои нервы!
Совет взрослым:
Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение
Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!
Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз.
Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.
Заряд положительных эмоций — это три.
Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения и игры с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр.
На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.
Кто из вас расскажет и покажет массаж рук, который делали своим детям наши мамы, бабушки, прабабушки, да, наверное и Вы сами играли так со своими детьми? (ответы родителей.) Правильно «Сорока – белобока»
Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.
Я предлагаю Вам поиграть в пальчиковую игру Сорока-белобока»
Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.
Первый этап. В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами : здесь проходит линия прямой кишки.
Давайте повторим упражнение все вместе. Молодцы, спасибо.
Второй этап. Дольше, внимание, не всё так просто!
Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.
Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.
Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.
Затем - средний, он стимулирует работу печени.
Затем - указательный отвечает за работу желудка.
Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой.
Перед вами на столах лежат предметы, их легко найти в каждом доме.
Играя с этими предметами, мы выполняем массаж рук.
Массажные мячи
Прищепки. Простые прищепки, а ведь ребенку надо применить силу, чтобы открыть прищепку (показать прокатывание мячей меду ладонями, открывание и закрывание прищепок)
Игры с палочками (Спички, веточки) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания:
- выполнить узор после выкладывания его взрослым;
- по словесной инструкции;
Игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты:
- нанизывание на шнурок бусин, шариков, пуговиц. (нанизывание бусин разных размеров и цветов в определенной последовательности (пример 2 белых бусины, 3 серых и т. д.);
- сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин и т. д. (ребенку необходимо разложить предметы на группы осуществляя захват предметов двумя пальцами)
- сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек одной рукой, пальцами одной руки, двумя руками одновременно или поочередно;
- растирание ладоней грецкими орехами, желудями, большими бусинами. (прокатывание желудей по столу одной рукой, двумя руками);
- перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц и т. д.) из одной емкости в другую, захват предмета осуществляется двумя пальцами. (Усложнение – захват двух, трех предметов одновременно).
- складывание пирамидок, матрешек, вкладышей, вкладывание формочек одна в другую;
Пальчиковые игры усиливают согласованную деятельность речевых зон и способствуют лучшему развитию памяти и воображения ребенка, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.
Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие – либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга.
Я хочу вас научить нескольким пальчиковым играм.
ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки,
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл,
Солнце стало припекать,
Паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке.
ОБЕЗЬЯНКИ
Обезьянки вышли погулять, Выполняют движение "фонарики"
Обезьянки стали танцевать, Сжимают и разжимают кулачки
Но одна из них ушла домой поспать, Ладони прижимают друг к другу,
кладут под щёчку ("спят")
Потому что надоело танцевать. Выполняют стряхивающие движения кистями
рук ("как будто стряхиваем водичку")
РИСОВАНИЕ
Дети выполняют движения в соответствии текстом.
Можно рисовать на столе, коленях, полу, животе.
Мы кружок нарисовали,
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
Рисовать опять начнём.
Мы черту нарисовали…
Мы волну нарисовали…
Точки мы нарисовали.
Рефлексия.
Мастер : на заключительном этапе мастер- класса нам бы хотелось, чтобы все участники поделились своими впечатлениями, высказали свое мнение- что Вам понравилось, что не понравилось, почему не понравилось, было ли Вам интересно или не очень. Заполните пожалуйста эту анкету.
Спасибо за внимание, в заключении я хочу вам раздать памятку по массажу пальцев, небольшую картотеку пальчиковых игр.
Литература:
1.«Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет», составители: Калинина Т. В., Николаева С. В., Павлова О. В., Смирнова И. Г., Волгоград, 2013г.
2. Алябьева Е. А. «Читаем детям 3-7 лет», методические рекомендации, «Сфера», Москва, 2009г.
3. Юрчук Е. Н. «Эмоциональное развитие дошкольников- методические рекомендации», «Сфера», 2008г.
4. «Тематические дни и недели в детском саду» Е. А. Алябьева, Москва, 2005 г.
5. Шанина С. Е. «Играем пальчиками – развиваем речь» Москва, 2008г. ;
6. Новицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» - Москва, 2006г. ;
7. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва, 2008г. ;
8. Хвостовцев А. «Умные ручки»- Новосибирск, 2008г. ;
9. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика» - Владимир, 2006г.
Анкета для родителей
1. Насколько вы удовлетворены сегодняшней встречей (нужное подчеркнуть)
- полностью удовлетворен
- частично
- неудовлетворен
2. Что произвело наибольшее впечатление?___
3. Что не понравилось?
4. Закончите, пожалуйста, предложение:
Развитие руки – это___
5. Я узнала (узнал, что для развития мелкой моторики рук можно проводить___
6. Считаете ли вы целесообразным проведением подобных встреч?
- да, - нет, - не знаю
7. Темы для мастер – классов, волнующие вас___
8. Сохранится ли у вас желание принять активное участие в следующей встрече?
- да, - нет, - не знаю
9. Ваши предложения и пожелания ___
МАССАЖ ПАЛЬЧИКОВ (памятка)
Мизинчик, он отвечает за работу сердца.
Безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.
Средний, он стимулирует работу печени.
Указательный отвечает за работу желудка.
Большой палец ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой рукой.
МАССАЖ ПАЛЬЧИКОВ (памятка)
Мизинчик, он отвечает за работу сердца.
Безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.
Средний, он стимулирует работу печени.
Указательный отвечает за работу желудка.
Большой палец ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой рукой.
МАССАЖ ПАЛЬЧИКОВ (памятка)
Мизинчик, он отвечает за работу сердца.
Безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.
Средний, он стимулирует работу печени.
Указательный отвечает за работу желудка.
Большой палец ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой рукой.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Шарик».
Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
«Мои игрушки».
Покажу я вам игрушки:
Это курочки пеструшки,
Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв, остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).
Это зайка,
Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца, остальные прижать к ладони.
Это пёс.
Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса, большой палец направлен вверх (ушко).
Вот машинка без колёс.
Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.
Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки.
Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.
«Юла»
Я юлу кручу, верчу,
И тебя я научу.
Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой
«Это я».
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ- топ.
Ох устали вытрем лоб!
Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.
«Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики
«Листопад».
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят:
Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).
С клёна – кленовый,
Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны
С дуба – дубовый,
Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.
С осины – осиновый,
Указательный и большой соединить в виде колечка.
С рябины- рябиновый.
Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.
Полны листьев лес и сад
То-то радость для ребят!
Хлопки в ладоши.
«Осенью».
Ветры яблони качают.
Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы, пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.
Листья с веток облетают.
Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).
Листья падают в саду,
Их граблями я гребу.
Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями
«Новые кроссовки»
Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, вот так,
Новые кроссовки.
«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.
Упражнение с пробками.
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.