Роман Кузичев
Консультация для родителей и старшеклассников «Готовимся к поступлению в художественный ВУЗ по специальности «Архитектура»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей и старшеклассников «Готовимся к поступлению»
Меня отец, да мать назначили маршировать, так писал в 19 в. знаменитый русский художник Павел Федотов. Впрочем это обстоятельство жизни не помешало ему стать художником.
Публикация «Консультация для родителей и старшеклассников „Готовимся к поступлению в художественный ВУЗ по специальности „Архитектура“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
К выбору профессии надо подойти серьезно, ведь мы не собираемся менять ее как только,она нам надоест. В 19 в. во времена П. Федотова одаренный ребенок мог сразу попасть на обучение в Академию художеств (пример К. Брюллова) и учиться там довольно долго, вплоть до 40 лет. Для молодых талантов были организованы пенсионерские поездки в Италию, своеобразную «Мекку» для художников. Курировали Академию великие князья, художественное учреждение с 18 века, момента ее образования имело статус «Императорской». В советское время государство гарантировало 13 лет непрерывного художественного образования всем желающим и одаренным. Схема классического образования выглядела так: 4 года обучения в художественной школе, затем 4 года в художественном училище и 5 лет в институте, причем поступить сразу после школы в институт было крайне сложно. Выходил дипломированный специалист, государство определяло его дальнейшую судьбу-работа на заводах по производству художественной продукции и т. п. Теперь все поменялось. Наряду с государственными учреждениями появились частные школы и студии, например, частные анимационные студии, в их недрах создается мультимедийный продукт, с которым художники выходят на рынок. Большинство студентов художественных колледжей и институтов ближе к 3 курсу подрабатывают в дизайн - студиях, продают свои произведения на художественном рынке. Таковы реалии современного времени.
В ходе реформ высшей школы, перехода на бакалавриат, а также социального запроса общества все более актуально встает вопрос о предпрофессиональном образовании. С 2012 г. наша школа искусств им А. И. Плотнова реализует по некоторым дисциплинам предпрофессиональные программы обучения, регулярно дополняя учебный процесс новыми направлениями деятельности.
Сейчас очень модно стало говорить о качестве образования в целом, и о художественном образовании в частности, что если есть сильный преподавательский состав в учебном учреждении, значит это залог качества образования и успешности ученика или студента. Все это так. Но изменилась и мотивация ученика. Если во времена А. Пушкина «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как- нибудь.», то сегодня говорим о смысле, необходимости, обучения как такового, много профессий уходит в небытие. Например,профессия художник-оформитель, востребованная в прошлом веке (рисованные киноафиши,оформление пионерлагерей, красные уголки и т. д., практически исчезла,где вы ее сейчас найдете в эпоху компьютера?Сегодня на художественном рынке требуются архитекторы, дизайнеры, ювелиры, макетчики и т. д. В стране достаточно учреждений,которые готовят специалистов упомянутых профессий, можно найти в интернете адреса, рекомендации абитуриентам,требования к выполнению экзамена по рисунку, композиции, др. предметам, а также распишут критерии оценки, за что вам поставят ту или иную отметку!
Основным жанром в школе искусств является натюрморт (об этом я еще напишу отдельную публикацию), и он же выполняется на вступительных экзаменах во многие художественные колледжи и институты.
Обязательные этапы при выполнении рисунка натюрморта.
1. Компоновка или размещение на листе предметов натюрморта.
2. Линейно-конструктивное построение постановки.
3. Светотеневая моделировка формы предметов.
4. Выявление контрастов и целостности композиции натюрморта. Некачественное выполнение рисунка вначале работы при компоновке приводит к серьезным проблемам на следующих этапах работы.
Примерно такие же требования и этапы можно отнести и к рисунку гипсовой головы, которую предлагают нарисовать в архитектурно-строительных вузах для обучения по специальности «архитектор».
Для грамотной и ясной для ученика старших классов работе над постановкой, преподаватель предлагает индивидуальный подход, специальные упражнения от правильного способа, как держать карандаш в руке, до грамотной передачи формы в пространстве. Методика подразумевает базовый уровень знаний и умений, но зачастую в работе с такой категорией детей приходиться опираться на способности ученика, его умения, нежели на знания. Самоопределение ученика сложный жизненный этап, ученики загружены в массовой школе, им просто некогда серьезно задуматься о выборе будущей профессии. Некоторые родители откладывают этот вопрос на потом, как следствие, времени остается на подготовку немного, поэтому даем программный материал в сжатой форме. Мало научить грамотно рисовать, приобрести навыки построения формы на плоскости,надо облегчить ему понимание процесса, выработать определенный алгоритм действий на каждом этапе рисования. В аудитории на вступительных экзаменах преподавателя не будет, абитуриент самостоятельно будет работать. А тут и волнение, и другая обстановка, поэтому важно в школе успеть сформировать и зрительную память, и «память рук». Вспомните, что сказал герой Ю. Никулина из кинофильма «Когда деревья были большими», когда он после длительного перерыва взял в руки напильник : «Помнят руки, помнят родимые!»
Выше я уже упомянул, как важен правильный психологический настрой на вступительном экзамене, тренировать волю к победе нужно при любой возможности, помогает отрешенность от окружающего мира. Художники это свой мир, часто приходится слышать. И еще. Важно развивать «смежные» с изобразительными способности-эстетическую восприимчивость, наблюдательность. П. Федотов очень любил наблюдать и делать зарисовки уличных сцен, это отличный тренинг для зрительной памяти. Некоторые из моих самых целеустремленных учеников самостоятельно летом в домашних условиях рисуют постановки и гипсовые головы. Если юному таланту необходимы условия для самоопределения и самореализации, он предпримет для этого все усилия. Надо всячески поощрять таких учеников.
Ниже я приведу подборку постановок и рисунков ученика Шарапова Андрея, который хочет стать архитектором и дам краткий комментарий к фото. Старшеклассник занимается только второй год, но уже добился определенных результатов. Начинаем работу с рисования каркасных тел: четырехгранной пирамиды,куба и прямоугольного параллелепипеда.
фото Кузичева Р. Постановка из каркасных тел.
Каркасные тела сварил сам из проволоки толщиной 6 мм. ,так как в продаже готовых не нашел. Длину диагонали (наклонная сторона в пирамиде) нашел по теореме Пифагора. Ширина предметов (сторона основания)соотносится с высотой по правилу золотого сечения, т. е три к пяти. Коэффициент 0,6. При ширине 15 см, высота равна 25 см. Например, обычная фотография 9х15, то же правило золотого сечения. Каркасные тела помогают воочию убедиться в существовании перспективы, наиболее трудном для понимания учениками аспекте изображения. И хотя некоторые ученые и художники оспаривают ее первенство,тем не менее именно знание прямой перспективы дает возможность понимания листа как трехмерного пространства, видеть и рисовать предметы объемно. На основании каркасных и гипсовых тел мы выполняем композицию "Врезка".
фото Кузичева Р. Постановка из геометрических гипсовых и каркасных тел
Фото Кузичева Р. Композиция из каркасных и гипсовых тел.
Данное задание очень хорошо развивает пространственное воображение, которое необходимо будущему архитектору. Следующий этап подготовки- это рисование постановки, состоящей из гипсовых тел и бытовых предметов.
Фото Кузичева Р. Рисунок натюрморта с бытовыми предметами.
Чтобы перейти от натюрморта к рисунку гипсовой головы рекомендуется вначале познакомиться с костной и мышечной основой головы.
Фото Кузичева Р. Рисунок черепа и обрубовки.
фото Кузичева Р. Рисунок Экорше головы.
А уже потом попробовать свои силы в рисунке гипсовой головы. Кстати, в Академии Художеств в 19 в. начали рисовать с головного класса, а натюрморт не котировался как жанр изобразительного искусства. И только после "бубновалетцев" в начале прошлого века этот жанр прочно утвердился в искусстве и вошел в систему художественного образования. Строгую последовательность методики можно нарушить упражнениями по рисованию капители и рук. Это очень полезное занятие
Фото Кузичева Р. Рисунок гипсовой руки с двух ракурсов. Ну а теперь рисунок гипсовой головы. В школе искусств есть гипсовые слепки античных голов Аполлона, Антиноя, Венеры и др.
фото Кузичева Р. Рисунок гипсовой головы Антиноя.
Очень полезно рисовать для понимания пространства и изучения перспективы интерьер, лестницу и т. п.
фото Кузичева Р. Рисунок лестницы.
Именно здесь в процессе работы над академическим рисунком ученик закрепит и проверит свои знания по линейной перспективе, научится хорошо компоновать, рисовать объемно, разовьет культуру штриховки во время штудии.
Литература:
Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению. Москва "Изобразительное искусство" 1985
Колышев Ю. Б. Рисунок с натуры Волгоград 2003
Николай Ли. Основы учебного академического рисунка Москва "ЭКСМО"2004
Школа изобразительного искусства в десяти выпусках,3. Москва "Изобразительное искусство" 1989
Спасибо за внимание.