Татьяна Кубышкина
Консультация для родителей «Художественная литература как средство духовно-нравственного развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература как средство духовно-нравственного развития детей
Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация для родителей „Художественная литература как средство духовно-нравственного развития детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Ни для кого не секрет, что современные дети слишком много времени проводят у телевизора. В то время, когда родители много сил и времени отдают заработку на жизнь, карьере, телевидение становится для детей источником знаний об окружающем мире, взаимоотношениях людей, хороших и плохих поступках, и который является их собеседником. Но собеседником односторонним. И наряду с переутомлением, повышенной возбудимостью, чрезмерное увлечение телевидением ведет к недоразвитию речи, снижению уровня развития коммуникативных умений у подрастающего поколения.
На что же нужно обратить внимание родителей, которые всерьез задумывается над необходимостью раскрыть в ребенке творческие начала, развить его речь, мысль, разум, душу?
Несомненно, любовь, терпение и время, проведенное вместе с ребенком – вот движущие силы развития ребенка. Подарками, игрушками родители лишь компенсируют время, которого не хватает для совместных общих дел, занятий, игр.
Каждому родителю приходится постоянно слышать просьбу ребенка: почитай мне сказку! Психолог и лингвист К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок [3]. По мнению ученого, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доведены до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают и т. д.
Особое значение нужно придавать художественной литературе. Ведь читая сказки, рассказы, дети знакомятся с выразительными средствами русского языка : эпитетами, метафорами, сравнениями, учатся фантазировать, сочиняя необычные продолжения известных сказок, придумывая свои, оригинальные сказки или истории на заданную тему, развивается их речь и мышление, повышается учебная мотивация, уверенность в своих силах.
Совместное чтение художественной литературы улучшает процесс общения родителей и детей, сближает их, способствует налаживанию взаимоотношений в семье. Читая сказки, попробуйте найти ответ на вопрос, как звали собачку в рассказе А. П. Чехова, как звали девочку в сказке Л. Толстого «Три медведя», почему упал Котька Чижов в рассказе «На горке» Н. Носова, узнать какое любимое время года Мити из рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
Читая сказки и рассказы, дошкольники вместе с Филиппком Л. Толстого учатся преодолевать страх перед неизвестным, с Волком и Лисой из русской народной сказки разделять выгоду и бескорыстие, с героями сказки «Зимовье» - сообща находить выход из трудной ситуации, с Лисой и Журавлем понимать других людей, вместе с котом из сказки «Петушок – золотой гребешок» приходить на выручать друга и т. д.
Знакомство с художественной литературой способствует развитию эмоционально-волевых, нравственных качеств личности дошкольника, пониманию мира взаимоотношений героев, их переживаний, чувств, поступков. Читайте детям, уважаемые родители, и вы сделаете их жизнь радостной и счастливой!