Евгения Пономарёва
Консультация для родителей «Формирование основ семейного этикета»
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА
Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру
поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые
в обществе.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов
от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями
Публикация «Консультация для родителей „Формирование основ семейного этикета“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
не только какого-то данного общества, но и представителями самых
различных социально-политических систем, существующих в современном мире.
Различают несколько видов этикета, основными из которых
являются: придворный этикет, дипломатический этикет, воинский этикет,
общегражданский этикет. Большинство правил дипломатического, воинского, общегражданского этикета в той или иной мере совпадают.
По мере изменений условий жизни человечества, роста уровня
образования и культуры одни правила поведения сменяются другими.
Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их
зависит от места и времени, обстоятельств. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое
значение: оно облегчает установление контактов, способствует
достижению взаимопонимания, создает хорошие устойчивые
взаимоотношения. Следует отметить, что тактичный и воспитанный
человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только
на официальных церемониях, но и дома.
Приучаем к аккуратности
Первые навыки самостоятельности и «этикета» прививаются
ребенку за столом. По словам специалистов, ежедневный семейный
обед или ужин, длящийся хотя бы полчаса, может дать детям многое.
«За столом можно расспросить ребенка о том, как он провел день,
рассказать о своих делах – все это укрепит его самоуважение». Однако,
даже если семья не может собираться за обедом или ужином ежедневно,
стоить выбрать время для общей трапезы хотя бы один или два раза
в неделю.
Даже маленький ребенок способен положить возле каждой
тарелки ложку, поставить чашку, подать к столу салфетки. Таким
образом, ребенок знакомится с этикетом, а попутно можно заняться
математикой, спросив: сколько тарелок стоит на столе; логикой
и вниманием: что нужно еще подать к столу, что мама забыла;
эстетикой: какого цвета салфетки лучше подойдут к сервизу и т. д.
Аккуратность – важнейшее качество хорошо воспитанного
человека. Какое впечатление производит гость, который размазывает
еду по тарелке, роняет ее на стол? Чтобы ребенок не был таким, нужно воспитывать в нем привычку кушать аккуратно. Дети очень легко
усваивают дурные примеры, поэтому нельзя есть в присутствии ребенка
из кастрюли, банки, пить из бутылки и т. п.
Этикет через игру
Легче объяснить ребенку взрослые правила с помощью игр,
стихов, сказок. Всю информацию, которую малыш получит при общении
с взрослыми, он способен перенести в свою игру, закрепить таким
образом, полученные навыки и продолжать самостоятельно развивать
игру дальше.
Воспитание ребенка в семье начинается с нравственно-культурной
атмосферы, которая сложилась в доме. Малыш буквально живет и дышит
этой атмосферой. В спокойной, доброжелательной домашней атмосфере
вырастают обычно психически здоровые, спокойные дети.
Научить трудиться
Большое значение имеет воспитание у детей трудолюбия, вежливости,
аккуратности, умения замечать непорядок и устранять его по собственной
инициативе. Ребенок должен понимать, что в каждую вещь вложен
труд людей, поэтому он обязан бережно относиться к общественному
имуществу, ко всему, что окружает его дома, на улице, в общественных
местах. Воспитание ребенка начинается с привития ему полезных
привычек, организующих его поведение и общение со взрослыми
и сверстниками.
В 3-4 года ребенок прекрасно замечает десятки привычных нам
мелких домашних событий, каждодневно вбирает своей цепкой
памятью.
4-7 летний малыш обязательно должен иметь свои домашние
дела: протереть пыль, полить цветы, привести в порядок игрушки и т. п.
Следует совершенно серьезно и достаточно требовательно относиться
к проделанной малышом домашней работе. Нужно не забывать благодарить ребенка за хорошо и старательно сделанное дело.
И обязательно высказать ему замечание и потребовать, чтобы
небрежно и лениво выполненная работа была им переделана заново.
Тогда ребенок тоже начнет относиться к своим домашним, а позднее
ко всем прочим своим обязанностям вполне серьезно и ответственно.
Правила поведения в коллективе
В три-четыре года ребенку доступны некоторые несложные
формы организованного поведения – не разговаривать громко,
не толкать прохожих. Дети этого возраста могут дружно играть
со сверстниками, способны поделиться игрушкой, проявлять заботу.
Пятилетние дети могут оценивать свои и чужие поступки, поэтому
очень важно формировать в них восприимчивость к положительным
примерам и отрицательное значение к плохим. Они испытывают стыд
за то, что плохо себя вел, за то, что обидел друга или подвел маму, не выполнив своего обещания, и т. д.
Любое действие, любой родительский поступок должен иметь
глубокую воспитательскую направленность. Родители не имеют права
никогда, ни на минуту терять чувство своей родительской ответственности
перед детьми. Даже в мелочах.
Взрослые не должны допускать проявления ребенком таких качеств, как назойливость, развязность, бесцеремонность, дерзость, жадность,
потребительство, леность, лживость, эгоизм, тщеславие, тормозящих
его нравственное развитие. К семи годам у детей появляется еще более
высокая осознанность поступков. В этот период особенно важно
формировать у них критическое отношение к тому, что недозволено,
использовать ситуации, когда ребенок может дать оценку собственным
действиям.
Полезно, чтобы взрослые побуждали ребенка оценивать
тот или иной поступок: «Кому ты помогал сегодня в детском саду?»;
«Как ты думаешь поступить в этом случае? Почему?»; «Как бы ты
Поступил на месте этого мальчика?»; «Что сказал бы папа о твоем поступке?». Старший дошкольник способен в своих действиях
руководствоваться такими мотивами как: «Мама будет недовольна.
Значит, этого делать нельзя»; «Не могу, папа не разрешит»; «Хотелось бы,
но за это не хвалят».
Формируя культуру взаимоотношений между детьми,
взрослые должны воспитывать у них умение дружно играть,
сообща пользоваться игрушками и книгами, при необходимости
уступать их друг другу, прививать умение оказывать внимание
сверстникам, проявлять заботу о маленьких. Взрослые стараются
вызвать у детей чувство симпатии, отзывчивости, доброжелательности
к сверстникам и окружающим. Все это должно стать нравственной
основой поведения.