Мария Александровна Агина
Консультация для родителей «Формирование нравственного здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование нравственного здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья :
- Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
-Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
-Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
-Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Дети - наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребенка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в другом - как подрастающий ребенок ведет себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного здоровья детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождают человеческое равнодушие, жестокость, опустошенность души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства мы достаточно настрадались.
Ребенок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. Они формируются у детей с самого раннего возраста. Многое начинается с привычки. Нравственное поведение - это поведение глубоко сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировозрении.
Однако в дошкольном возрасте, ребенок еще не способен к сознательным нравственным поступкам, под руководством взрослых он усваивает привычные нормы поведения, которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в нашем обществе.
Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека - источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания. Поэтому работу необходимо вести в нескольких направлениях: педагог – педагог; педагог – ребёнок; педагог – родитель.
Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующих его взаимодействие с людьми в социуме. Поэтому очень важно чтобы ребенок, находясь в детском саду, видел взаимное уважение между сотрудниками, любовь к общему делу.
Ласка и внимание - главные источники, питающие и поддерживающие детскую радость, поэтому не стоит скупиться на ласку при общении с детьми. Но ласковое, заботливое отношение к детям должно сочетаться с разумной требовательностью к ним, при которой у ребёнка возрастает желание делать работу лучше, поступать хорошо, как это обусловлено правилами поведения. В дошкольный период развития ребёнка ведущей является игровая деятельность, и постепенно благодаря играм ребёнок осознаёт себя как частичку общества. Поэтому для формирования нравственного здоровья у детей дошкольного возраста можно использовать не только занятия, но и игры, и упражнения. А так же необходимо создать условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых.
Проблема формирования у детей представлений о здоровом образе жизни настоятельно диктует необходимость целенаправленной, систематической работы всего коллектива детского сада, выбора эффективной технологии работы с детьми.
«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утратит актуальности во все времена. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. В основе этого искусства лежат представления детей о здоровом образе жизни. Под элементарными представлениями о здоровом образе жизни мы понимаем определенный уровень осведомленности, который формируется в процессе целенаправленной педагогической работы и предполагает следующее: ребенок старшего дошкольного возраста имеет некоторые правильные представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма, о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых, о возможных причинах заболеваний; он осознает значение для здоровья здорового образа жизни, а также значение для здоровья и здорового образа жизни состояния окружающей природной и социальной среды; способен выявить направленную на формирование здорового образа жизни сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; он активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно при проведении следующего комплекса мероприятий:
-обеспечение совместной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по формированию представлений о здоровом образе жизни;
-включение в работу с детьми бесед о необходимости соблюдения гигиенической и физической культуры;
-проведение с детьми игр на закрепление представлений о здоровом образе жизни.
Изучив литературу, методические рекомендации и психологические возрастные особенности детей по формированию нравственного здоровья в своей работе использую:
• познавательные занятия: «Волшебные слова», «Дружба крепкая», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Поделись с другом» и другие;
• самомассаж и взаимомассаж помогают не только укрепить физическое здоровье, но и снизить раздражительность и агрессию детей друг к другу;
• упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную и мимическую гимнастику для снятие зажимов и преодоление робости;
• чтение рассказов и беседы. Персонажи этих рассказов - очеловеченные цветы или животные, а то, что с ними происходит – события, которые охватывают широкий круг нравственных поступков. Цель этой работы: побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: «Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как поступить каждому участнику ситуации, чтобы разрешить проблему? Как поступил бы ты на месте того или иного участника» Вместе с детьми обсуждаются предложения и находится общее решение: как поступить и добиться успеха;
Известно, что процесс воспитания ребёнка начинается в семье с первых месяцев его жизни. Используя в своей работе разнообразные формы диагностики родителей : опросы, анкетирование, личные беседы, было выявлено: какой тип семей посещает детский сад, какие методы и приёмы воспитания существуют и используются в семье, ошибки семейного воспитания, уровень педагогической культуры родителей. В зависимости от полученных результатов строилась дальнейшая работа в группе по оказанию помощи семье:
• собрания «Доброта спасёт мир»; «Искусство хвалить»;
• практикумы «Посеешь привычку – пожнёшь характер», «Игры, которые лечат»; «Нетрадиционные методы оздоровления»;
• круглый стол «Посеем в детских душах доброту»;
• совместные развлечения «Путешествие по Радуге»,
• театрализованные представления для детей «Волк и семеро козлят», «Колобок» на новый лад;
• привлечение специалистов для консультаций (психолог, музыкальный руководитель);
• оформление информационных уголков для родителей :
Систематическая и целенаправленная работа привела к следующим результатам и выводам:
• в группе создан положительный микроклимат; дети проявляют уважение к взрослым;
• родители стали активными участниками всех дел в группе, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка
• деятельность детского сада не должна носить односторонний характер, важен принцип единства и согласованности работы ДОУ и семьи, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
«Душа ребенка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведешь один раз черной палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и является народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения. Всё чем жив человек».
Михаил Юхма
Литература:
1. «Формирование нравственного здоровья дошкольников» под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Курочкина И. Н. «Как научить ребёнка поступать нравственно». – М. : «Флинта», 2001.
3. Шорыгина Т. А. «Вежливые сказки». - М. : Прометей; книголюб, 2002.
4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду» Мозаика – Синтез, Москва, 2006.