Нина Трефилова
Консультация для родителей «Воспитание нравственного человека в современной жизни»
Консультация
«Воспитание нравственного человека в современной жизни»
Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие – кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребенка эти прекрасные качества? К сожалению, желание родителей не всегда осуществляется.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание нравственного человека в современной жизни“» размещена в разделах
Родители пытаются понять, что послужило причиной неудачи. Родители склонны видеть ее, в плохом влиянии сверстников, «улицы», в том, что были с ребенком недостаточно строги, мало наказывали и т. д., а то и в наследственной предрасположенности к «дурному». А иногда видимой причины вроде бы и вообще не было. Дело в том, что нравственное становление личности происходит под влиянием разных воздействий:
• Пример окружающих людей;
• Жизненные обстоятельства;
• Собственная практическая деятельность человека;
• И многое другое в современном мире.
Можно сказать, что нравственность воспитывается самой жизнью.
Тогда возникает вопрос: значит, нужно лишь положиться на счастливую судьбу, невозможно уберечь ребенка от всех непредсказуемых нежелательных влияний. Не водить же его всю жизнь за руку!
У ребенка должен быть сформирован такой внутренний стержень, который помогал бы ему делать правильный нравственный выбор, поступать в соответствии с моральной нормой. Стержень этот - отношение к другим людям. Собственно, в этом отношении и проявляется нравственная сущность человека. Когда переживание ребенком острого чувства жалости при виде страданий другого будет побуждать его к оказанию помощи, а жгучее чувства стыда перед окружающими за совершенный им нечестный поступок заставит раскаяться в нем, удержит от повторений подобного поступка, тогда можно говорить, что выполнение нравственных норм становится внутренним стремлением ребенка, что нравственная норма стала мотивом, побудителем его поведения.
Относиться к ближнему как к самому себе, переживать его радость и боль как собственные – это ли не подлинное человеческие качества проявления, дающие душевное удовлетворение и счастье? Люди, относящиеся так к себе подобным, создают вокруг себя атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи. Очевидно поэтому: те, кто поступает в соответствии с нравственными принципами и живет в согласии со своей совестью, ощущают себя счастливыми, как бы ни оценивали их те, кто живет по иным принципам (законам). Воспитывать нравственного человека, мы воспитываем человека счастливого.
Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль.
Для нормальной, благополучной семьи характерны:
• атмосфера родственных эмоциональных связей,
• насыщенность,
• непосредственность
• открытость проявлений ими любви, заботы, сопереживания.
Наибольшее влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Ребенок особенно нуждается в любви и ласке родителей, него огромная потребность в общении с взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям родителей.
Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Всё это делает его открытым добру, положительное влияние.
Многие родители, могут возразить, мы любим ребенка, неусыпно заботимся о нем, но не можем хвалиться успехами в его нравственном развитии. Известный польский врач-психолог Я. Корчак в своей книге «Как любить детей» анализирует типичные отношения, складывающихся между родителями и детьми в семье. Он показывает, что даже любящие и заботящиеся о ребенке родители не всегда его понимают, а используемые ими воспитательные методы, направленные, по их мнению, на формирование у него самых лучших качеств, на самом деле разрушают близость и взаимоотношение между родителями и ребенком.
Нередко родители подходят к ребенку с установкой на преодоление у него отклонений от эталона «хорошего ребенка» (как они его представляют). «Мы должны наставлять, направлять, приучать, подавлять, сдерживать, исправлять, предостерегать, предотвращать, прививать, преодолевать», - считают родители. При этом проявляют недоверие к своему ребенку, подозревая его в намеренном нежелании быть «хорошим». И всё это – с самым горячим желанием добра ребенку, но без учета его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, его потребностей и интересов.
(Мальчик 5лет боится спать один в темной комнате - мы стыдим его, возмущаемся его трусостью, требуем, что бы он перестал бояться, и оставляем его наедине со своими страхами. Девочка стесняется незнакомых взрослых, не отвечает на их вопросы – мы обвиняем ее в упрямстве, невоспитанности, в том, что она хочет опозорить родителей, а значит, не любит их. Малыш не в состоянии съесть порцию каши - мы пытаемся его заставить: «Не съешь - не буду тебя любить, не нужен мне такой упрямый, непослушный ребенок») и т. п.
Каждый взрослый считает свои требования правильными, а ребенок ощущает непонимание, нежелание взрослых помочь ему. В зависимости от особенностей детей одни случае замыкаются в себе, чувствуют свою неполноценность, становятся не искренними с взрослыми, другие бурно протестуют, капризничают, упрямятся.
Можно ли воспитывать у дошкольника чуткое и бережное отношение к чувствам других, если он сам постоянно сталкивается с непониманием и пренебрежительным отношением к своим переживанием со стороны взрослых?
Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижения или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.
Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е самооценка, формируются в процессе общения с взрослыми, которые его положительно или отрицательно. Особо значимой для детей является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Дети боятся потерять доверие и уважение, стремятся оправдать их хорошее мнение о себе. Но вряд ли дети будут чувствительны к оценке взрослого, который не скупится на такие характеристики, как неряха, недотёпа, бестолковый и т. п., да еще сопровождаемые шлепками и тычками. Если подобные «воспитательные приемы»
Повторяются, дети теряют чувствительность к ним. Затронуть чувства, вызвать у него угрызения совести становится все труднее. Оценка должна быть справедливой и ни в коем случае не унижать ребенка.
Младшие дети отрицательную оценку их личности в целом воспринимают главным образом как выражение недовольства, не любви к ним со стороны родителей, она не ориентирует их в конкретной ситуации. Дети 2-3 лет не всегда знают, как поступить, чтобы быть «хорошим». Поэтому оценивать желательно конкретный поступок малыша и его последствия. (Ребенок мешает сверстнику играть, отбирает игрушки. Не следует ему говорить, что он плохой, жадный, лучше обратить его внимание на то, как хорошо играл малыш, а теперь он плачет, не может играть. Посоветуйте ребенку поступить так, как поступают хорошие дети, отдать игрушки и играть рядом или вместе. Помогите детям организовать совместную игру. Если это не помогло, уведите ребенка, сказав, что вам стыдно, за него, вы огорчены его поведением, что теперь ему придется побыть одному, а как весело было бы играть вместе)
Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно вы будете учить ребенка ориентироваться в своем поведении на то, как отразиться его поступок на окружающих.
Малыш постоянно сталкивается с необходимостью нравственного выбора : поступить хорошо (нравственно, как требуют взрослые, но в чем-то отказать себе или поступить плохо (безнравственно, но зато удовлетворить свое желание. Как воспитывать ребенка, чтобы, сталкиваясь с необходимостью такого выбора, он поступал правильно?
Каждый ребенок стремится получить одобрение от взрослых и детей, быть в их глазах хорошим. Поэтому детям помогает не только прямая, но косвенная оценка, когда его сравнивают с другими детьми или с героями сказок, литературных произведений. Дети хотят быть похожими на положительных героев и не хотят быть похожи на отрицательных героев.
Взрослые помогают ребенку увидеть сходство его поведения с поведением персонажей сказок и рассказов.
Большое влияние на развитие у детей нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описываются борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неуспехам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представления о добре и зле, отношение к нравственному. При этом для малыша очень важно, как оценивает поступки персонажей взрослый; не его мнение и отношение полагается дошкольник. В семье в общении детей с взрослыми, при чтении книг, просмотре телепередач, есть немало поводов для бесед с ребенком на этические темы.
Нравственные качества нельзя воспитывать, лишь разъясняя, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как читать или производить арифметические действия. Дети могут прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь человеку, попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, говорить неправду и т. п.
Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности, поможет игра. В игре дошкольник наиболее самостоятелен:
• сам выбирает, во что будет играть,
• действует в соответствии с замыслом и фантазией
В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение. Насильственное вмешательство в нее взрослого лишает детей радости от игры, интереса к ней, гасит его фантазию. Но это не значит, что родители должны полностью устраниться, отказаться от возможности через игру влиять на ребенка. Непосредственное участие взрослых в играх дошкольников необходимо, так, как они не умеют еще использовать игрушки, играть вместе с другими детьми. Так что в этом случае нужен показ игровых действий, помощь в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками в пока еще примитивных играх:
• посоветовать поделиться или поменяться игрушками;
• сделав, например, горку из снега, предложить детям поочередно скатывать с нее кукол.
Желательно участие взрослых в подвижных играх малышей (салочки, прятки и др., так как организаторские возможности младших дошкольников незначительны.
Игры детей 4-5 лет,5-6 лет уже не требуют участия взрослых, но нельзя совсем не обращать внимания на то, во что и как играют дети.
Присмотритесь к тому, каков ваш ребенок в игре:
• выполняет ли он ведущие роли,
• является «заводилой» в игре или же всегда на второстепенных, малоинтересных ролях?
Постарайтесь понять, чем это обусловлено:
• застенчивость ребенка
• неумение строить игровые взаимоотношения
• бедностью его знаний, фантазий или чем-то другим?
Помогите ему:
• научите интересной игре, которую не знают другие дети,
• изготовьте с ребенком атрибуты для игры (матросские бескозырки, полицейский жезл, «продукты» для игры в магазин и т. п. ,
• чаще приглашайте друзей малыша к себе домой – сын или дочь в роли хозяина
будут смелее, раскованнее.
Если ваш ребенок в игре всегда захватывает себе главные роли, лучшие игрушки, не считается с интересами других детей, это должно насторожить вас:
• в нравственном воспитании ребенка что-то упущено.
Как относиться к играм детей, в которых они отображаются негативные явления окружающей жизни, (игра в «войну», «в пьяных», «полицейских и нарушителей» и т. п.). Дело тут не в детской испорченности, как иногда думают взрослые, а в том, что игры с подобными сюжетами позволяют ребенку бегать, проявлять ловкость, смелость, переживать острое чувство опасности. Так же дошкольники любят слушать и смотреть «страшные» истории, сказки именно потому, что, сопереживая, они испытывают те сильные чувства, которые в обыденной жизни им испытывать не приходится. Следовательно, нужно переключать детей на игры, которые дали бы им возможность проявить смелость, ловкость, находчивость, переживать радость победы. Это, прежде всего игры соревновательного характера. Это могут быть народные подвижные игры. Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставят огромную радостью.
В каждой семье имеются благоприятные условия для воспитания трудолюбия у детей :
• с ранних лет они наблюдают хозяйственно-бытовой труд взрослых членов семьи, в котором проявляется их взаимная забота, взаимопомощь;
• узнают о производственном труде взрослых, которые на доступном пониманию детей уровне разъясняют его общественную значимость.
Дети обычно принимают участие в делах семьи: в общей уборке жилья, работе на садовом участке. Чтобы труд действительно воспитывал, ребенок должен ощущать важность его результатов близких. Участие в жизни семейного коллектива, привычка разделять с ним труд и досуг формируют у ребенка позицию активного, ответственного члена семьи. Эта позиция, как правило, определяет отношение дошкольника к взрослым и детям вне семьи. (Если в семье отсутствует опыт сотрудничества, дети в детском коллективе не замечают, кому требуется их помощь, сочувствие, т. е. нравственное поведение ребенка в значительной мере зависит от того, насколько он включен в жизнь семьи.)
Общаясь с взрослыми, дети узнают об их заботах, радостях и волнениях, начинает понимать, что у них есть свои интересы и желания, которые так же значимы, как и его собственные.
Дети как можно раньше должны усвоить, что возможность удовлетворения его желаний небезгранична – не все, что хочется, можно иметь, купить.
Те переживания, которые могут испытывать дети старшего дошкольного возраста из-за того, что у них нет модного костюма или рекламируемой игрушки, как у детей по двору, обычно обусловлены отношением взрослых к вещам. Если в семье постоянно говорят о том, что удалось или не удалось купить, обсуждают достаток знакомых и соседей, у ребенка создается представление, что обладание вещами повышает значимость человека, а отсутствие делает его человеком «второго сорта». Желание иметь стильные телефоны, вещи, автомобили - игрушки, естественно, но, если это желание нельзя удовлетворить, ничего трагического в этом нет. Есть много более ценных желаний, которые можно осуществить:
• прочитать интересную книгу;
• пойти на выставку;
• в театр;
• на концерт и т. п.
Родителям нужно приобщать детей к этим ценностям, а не сеять в его душе зависть к чужим возможностям. Зависть - страшное чувство, способное испортить душу человека, сделать его несчастным.
Ребенок растет, и круг его общения расширяется, он все более самостоятельно вступает в контакты с детьми и взрослыми. К этому периоду он должен овладеть необходимыми навыками культуры общения. Хорошие манеры - это не кем-то выдуманные условности, а временем отбиравшиеся правила поведения людей в обществе. Они необходимы, так, как оберегают честь и достоинство человека, создают атмосферу доброжелательности и взаимного уважения.
• Здороваться
• Прощаться
• Благодарить за услугу
• Обращаться с просьбой
• Говорить «пожалуйста»
• Извиняться, если нечаянно задел кого-то
• Совершил оплошность
• Уступать место взрослым
• Не перебивать их, когда они говорят,
Эти элементарные правила культурного поведения должны быть твердо усвоены детьми ко времени поступления в школу.
Дошкольник самостоятельно не может получать доступную информацию о жизни общества. Источником являются взрослые члены семьи. Их авторитет для ребенка велик, что сведения, поступающие из других источников, могут быть опровергнуты словами, мимоходом сказанными родителями. Поэтому ответственная их роль в формировании у дошкольника тех чувств и представлений, которые входят в основу воспитания патриотизма и гражданственности.