Кравченко Людмила Ивановна
Консультация для родителей «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта своей работы, я могу сказать, что всем дошкольникам доступно чувство любви к маме, семье, Родине, природе. А ведь это как раз и есть начало патриотизма! Эти чувства не даются сразу, они рождаются постепенно, в познании, а уже в дальнейшем, формируется в процессе воспитания. И вот здесь очень важно не упустить эти моменты. С самых ранних лет мы начинаем закладывать все нравственные качества. Сначала на примитивном уровне, хорошо -плохо, можно-нельзя и тд. На каждом возрастном этапе есть свой круг образов, эмоций, представлений, которые усваиваются и становятся незаменимыми. Погружая ребенка в национальный быт, слушая родную речь и музыку, мы знакомим ребенка с национальной культурой, традициями, тем самым формируя любовь к Родине. Чувство «Родины». Что это для ребенка? Прежде всего, это дом, где он живет, улица и город, где находится этот дом, конечно же, это мама и папа и только потом это наше Отечество, наша Россия. Нравственное воспитание ребенка - это воспитание уважения к матери. Все дети любят своих мам. И музыка здесь играет важную роль! Песни о маме прочно вошли в детский репертуар. На наших совместных с мамами праздниках всегда очень теплая и душевная атмосфера. Мы играем в игры, танцуем. Это совместное творчество еще больше сближает ребенка и родителей. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Дети, благодаря музыке, учатся сопереживать, сами не замечая того.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
У каждого народа существуют свои сказки, песни, пословицы, прибаутки и именно с них начинается знакомство детей с народным творчеством. Все это передает основные моральные ценности: добро, дружбу, трудолюбие и т. д. Во всех фольклорных произведениях мы черпаем богатый материал для воспитания национальной самобытности и любви к Родине. На их основе создано множество коротких попевок, музыкальных игр, которые я применяю во всех возрастных группах. Народная музыка создает хорошее настроение, снимает чувство страха, тревоги, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Старшим дошкольникам необходимо называть имена выдающихся русских композиторов: М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, которые использовали народные мелодии в своем творчестве. Все многообразие русской народной музыки я использую и для разучивания ритмически - танцевальных движений, хороводов, плясок. Знакомясь с русскими народными инструментами, я обязательно даю возможность каждому ребенку подержать какой-либо инструмент, попробовать сыграть на нем, побыть настоящим музыкантом. Такими простыми приемами развивается инициативность ребенка. Все то, что видит перед собой маленький человек, несомненно, вызывает отклик в его душе. И задача взрослых правильно направить это внимание на нужный объект. Например, красота родной природы. Природа - один из главных факторов формирования любви к родному краю. Любование ее красотой, бережное отношение к ней, все это нужно воспитывать. Чтобы нагляднее показать эту красоту, я приношу на занятия иллюстрации, либо показываю слайды и только потом знакомимся с музыкальным произведением. Яркие впечатления от красивой природы остаются в памяти человека на всю жизнь. С каким удовольствием дети рассказывают о красивой бабочке или цветке, о божьей коровке, которую они увидели на прогулке, а затем нарисовали на занятии. А сейчас пришли вмузыкальный зал и разучиваем о ней песенку! Процесс разучивания идет гораздо быстрее. Вот принцип взаимодействия, сотрудничества и сотворчества между воспитателем и музыкальным руководителем. Выразительность музыки помогает детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих родную природу. Поэтому в разделе" Слушание музыки "обязателен цикл "Времена года" П. И. Чайковского. Благодаря этой чудесной музыке, дети переживают чувства радости, грусти и нежности.
Воспитывая любовь к природе, мы одновременно развиваем у детей эстетический вкус, от понимания прекрасного - к созданию прекрасного. А создано человеком очень много красивого. И создано, и построено, в том числе и наш родной город. Кубань - солнечный и благодатный край. Краснодар с его памятниками и площадями, зелеными улицами и фонтанами, с его традициями и обрядами, и конечно же песнями. В будни и праздники, в счастье и в беде песня всегда была рядом с казаком. В них прославляется доблесть, отвага, мужество наших предков. Дети всегда с удовольствием поют эти песни, а так же играют в кубанские игры. В нашем саду существует «Кубанский уголок», в котором собраны предметы казачьего быта и подворья. Так же у нас есть и коллекция кубанских костюмов, которые мы очень часто используем для проведения различных мероприятий. Вся эта атрибутика еще лучше, более наглядно помогает раскрыть образы казаков, ближе приобщиться к национальным истокам, развить любовь к своей малой Родине.
Ежегодное празднование Дня России не обходит и наш детский сад. В списке для разучивания песни о России: «Трехцветный мой флажок» муз. Орловой. Эти произведения знакомят детей с государственной символикой и воспитывают чувство гордости за страну. Дети узнают о том, что наша страна самая большая и о том, сколько разных национальностей проживает в ней. Все они живут в мире и уважают друг друга. Это очень важная и тонкая тема межнациональных отношений очень актуальна на сегодняшний день.
Большую роль в патриотическом воспитании играют родители. Ведь они имеют возможность посетить с ребенком те места в родном городе, о которых дети узнают на занятиях: музеи, парк, сходить на парад. Необходимо убеждать родителей, что детям нужно знать свою историю, ведь только тогда мы сможем вырастить настоящих патриотов. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема" Защитника Отечества". Песни этой тематики легко запоминаются детьми. Они написаны в темпе марша и созвучны с желанием ребят быть сильными и смелыми. " Бравые солдаты" муз. А. Филлипенко, " Будем в армии служить" муз. Ю. Чичкова, уже стали классикой этого жанра.
Очень важное звено в нашей работе - это сотрудничество родителей и педагогов. Они не только интересуются успехами своих детей, но и сами принимают активное участие в праздниках. Доброй традицией стало приглашение ветеранов Великой Отечественной Войны на наши праздники. Они рассказывают детям о войне, о своих однополчанах, об их подвигах и со слезами на глазах подпевают военные песни. Дети с радостью выступают перед ветеранами. Они гордятся подвигами своих прадедушек и прабабушек. Доброй традицией в нашем саду стало движение «Бессмертный полк». Дети не просто несут портреты своих предков, они знают о них все! Знают об их подвигах. В преддверии 75 летней годовщины Великой Победы у нас запланировано множество мероприятий вместе с родителями и ветеранами. И мы со всей ответственностью готовимся к ним, разучивая новые песни: «Парад», «Знамя Победы» автора Е. Обуховой. Это общение показывает, насколько важна связь поколений. Музыка военных маршей звучит и 23 февраля и 9 мая. Родители наших воспитанников поддерживают стремление педагогов вырастить детей патриотами, любящими свою Родину, уважающих людей старшего поколения. Русская пословица гласит : «что посеешь, то и пожнешь.» И мы стараемся сеять доброе, вечное в душах наших воспитанников, чтобы их родители в дальнейшем получили добрые всходы любви, заботы, внимания и уважения.