МААМ-картинки

Консультация для родителей дошкольников «Игры и упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия» (1 фото)

татьяна хлынова
Консультация для родителей дошкольников «Игры и упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы

Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, усвоения правильной слоговой структуры слова и основой овладения грамматическим строем языка.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

Публикация «Консультация для родителей дошкольников „Игры и упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия“» размещена в разделах

Чтобы ребенок научился выделять первый звук в слове, необходимо сначала достаточно утрированно произносить слова (у-у-у-у-утка, м-м-м-машина, з-з-з-звук). При этом очень важно понимать, что в одних словах первый звук услышать проще, а в других - сложнее. Так, в слове СТОЛ звук С проще выделить, чем в слове СОК, а в слове СОК в свою очередь проще, чем в слове СИЛА.

Для развития умения выделять звук из слова можно использовать следующие игры :

1. Фонетическая гимнастика. Задаём вопросы так, чтобы отвечая, ребё нок использовал только отдельный звук:

- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? - А-А-А. А А А

- Как воет волк? - У-У-У.

- Как поют комарики? - 3-3-3.

- Как фыркает кот? - Ф-Ф-Ф,

- Как выходит воздух из шара? -С-С-С.

- Как пыхтит каша? - П-П-П.

- Как шипит змея? - Ш-Ш-Ш.

- Как жужжит жук?

Консультация для родителей дошкольников «Игры и упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия»

– Ж-Ж-Ж

2. Поможем кукле.

Показываем ребёнку куклу. Её зовут Маша. Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть звук [М]. Какие игрушки дадим кукле? Куклу могут звать Саша, Лора, Женя, Даша и т. п.

3. Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K].. .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

4. Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т. п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т. п.)

5. Повторение цепочек слогов.

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са, (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т. е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т. п.

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)

6. Отхлопать слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т. п.

7. Игра «Четвертый лишний»

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное, разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группеРазвитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе .

Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе (часть 2)Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе (часть 2) В рамках реализации проекта «Звуковой ручеёк», посвящённого развитию слухового восприятия и фонематического слуха у воспитанников средней.

Игры на развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группеИгры на развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе Предлагаю вашему вниманию ещё несколько игр и упражнений, направленных на развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков. Эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей дошкольников «Игры и упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия»
Опубликовано: 2 октября 2021 в 19:00
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей дошкольников «Игры и упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна хлынова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД