татьяна хлынова
Консультация для родителей дошкольников «Игры и упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия»
Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, усвоения правильной слоговой структуры слова и основой овладения грамматическим строем языка.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
Публикация «Консультация для родителей дошкольников „Игры и упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Чтобы ребенок научился выделять первый звук в слове, необходимо сначала достаточно утрированно произносить слова (у-у-у-у-утка, м-м-м-машина, з-з-з-звук). При этом очень важно понимать, что в одних словах первый звук услышать проще, а в других - сложнее. Так, в слове СТОЛ звук С проще выделить, чем в слове СОК, а в слове СОК в свою очередь проще, чем в слове СИЛА.
Для развития умения выделять звук из слова можно использовать следующие игры :
1. Фонетическая гимнастика. Задаём вопросы так, чтобы отвечая, ребё нок использовал только отдельный звук:
- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? - А-А-А. А А А
- Как воет волк? - У-У-У.
- Как поют комарики? - 3-3-3.
- Как фыркает кот? - Ф-Ф-Ф,
- Как выходит воздух из шара? -С-С-С.
- Как пыхтит каша? - П-П-П.
- Как шипит змея? - Ш-Ш-Ш.
- Как жужжит жук?
– Ж-Ж-Ж
2. Поможем кукле.
Показываем ребёнку куклу. Её зовут Маша. Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть звук [М]. Какие игрушки дадим кукле? Куклу могут звать Саша, Лора, Женя, Даша и т. п.
3. Игра «Поймай нужный звук хлопком».
Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K].. .
То же с любыми другими звуками:
Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
4. Игра «Придумать слова на заданный звук».
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т. п.
Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т. п.)
5. Повторение цепочек слогов.
Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са, (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т. е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,
са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т. п.
Примеры слоговых цепочек:
Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за
Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша
Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла
Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща
За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)
6. Отхлопать слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т. п.
7. Игра «Четвертый лишний»
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное, разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.
Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).