Светлана Симонова
Консультация для родителей «Дидактическая игра в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактическая игра в жизни ребенка»
«Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - средство воспитания, игра для дошкольников - способ познания окружающего»
Н. К. Крупская
Публикация «Консультация для родителей „Дидактическая игра в жизни ребенка“» размещена в разделах
У детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.
Игра не только обучает, но и позволяет маленькому ребенку в доступной форме разобраться со многими психологическими и житейскими проблемами, которые постоянно встают у него на пути. Поэтому родители в ненавязчивой форме могут использовать игру как обучающее или коррекционное средство.
Однако многие дети в силу возраста или индивидуальных особенностей не способны самостоятельно перенести действие или событие в игру. Им требуется помощь. И главным помощником, конечно, будут мама и папа.
И с самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры. Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе.
В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается «подтянуться» до уровня взрослого. Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас.
Игры для детей 3-5 лет.
• «Чудесный мешочек»
Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный).
Ход игры. Кладем овощи и фрукты в мешочек. Затем предлагаем ребенку : «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)».
• «Узнай на вкус»
Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов, упражнять в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький).
Оборудование. Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу.
Ход игры. Приготовив фрукты и овощи, разрезав на кусочки, угощаем ребенка, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорим: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе».
• «Где спряталась матрешка!»
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
Оборудование. На столе расставляют 4 – 5 растений.
Ход игры. Ребенку показываем маленькую матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Просим закрыть глаза и в это время прячем игрушку за одно из растений. Затем ребенок открывает глаза. «Как же найти матрешку? - Сейчас я расскажу, куда она спряталась». Говорим, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку, описывает его стебель, листья, форму, величину, поверхность, цветы, их количество, окраску). Ребенок слушает, а затем указывают растение и называют его.
• «Найди листок, какой покажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Ход игры. Во время прогулки показываем ребенку какой-либо лист и предлагаем найти такой же. Отобранные листья сравниваем по форме, отмечаем, чем они похожи и чем отличаются.
• «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб»
Дидактическая задача. Найти дерево по названию.
Ход игры. Называем хорошо знакомое дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три — к березе беги!». Ребенок должен найти дерево и подбежать к нему.
• «Кто как передвигается»
Дидактическая задача. Расширить знания о животных, птицах, насекомых обитающих в нашем крае. Знать их особенности, среду обитания, питание, врагов и т. д. Анализировать объекты природы, выделять их существенные признаки, учиться фиксировать эти признаки и объединять объекты в группы.
Ход игры. Называем или показываем картинку разных животных, птиц, насекомых, а ребенок изображает, как они передвигаются (ползает, прыгает).
• «Кого не стало?»
Дидактическая задача. Развивать наблюдательность, закреплять названия диких животных.
Оборудование. На столе расставляют 4 - 5 игрушек – животных.
Ход игры. Показываем ребенку игрушки – животных. Просим закрыть глаза и в это время прячем игрушку. Затем ребенок открывает глаза. Кого не стало? спрашиваем.
• «Чей детеныш?»
Дидактическая задача. Учить называть животных и их детёнышей.
Оборудование. Картинки животных и их детенышей.
Ход игры. Показываем ребенку животных. Дети находят и называют детёнышей.