Елизавета Медведева
Консультация для родителей детей с ТНР «Как развивать готовность к формированию связной речи в младшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как развивать готовность к формированию связной речи
в младшем дошкольном возрасте»
Известно: не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важным условием формирование связной речи.
Публикация «Консультация для родителей детей с ТНР „Как развивать готовность к формированию связной речи в младшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
В детском саду обучение рассказыванию систематически и целенаправленно осуществляют в основном со старшего дошкольного возраста; возможности же младших дошкольников явно недооценивают. Для обучения с широкой ориентировкой на будущее необходимо изучать возрастные особенности младших дошкольников. На первый план выступает решение тех задач, которые влияют на построение связного высказывания.
Это, во-первых, формирование интонационного чутья, дикции, темпа речи. Интонационная выразительность изживает такие недостатки связного высказывания, как монотонность, нерасчленённость речи, а от звукового оформления зависят эмоциональность и выразительность высказывания.
Во-вторых, работа над смысловой стороной слова, его оттенками. Именно работа над смысловой стороной слова, развивает умение правильно, точно, выразительно высказывать свою мысль, свободно выбирать языковые средства, которые наиболее точно отражают замысел говорящего и правильно сочетаются по смыслу.
В-третьих, работа над грамматической формой слова и предложения в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи.
В-четвёртых, работа над правильным построением разных типов предложений, обучение детей согласованию слов в предложении.
В-пятых, обучение умению составлять тексты - описательные, повествовательные, с соблюдением общей структуры разнообразных средств связи, как между отдельными предложениями, так и его частями.
Словарь большинства детей этого возраста беден; типичные особенности речи - частая замена существительного местоимением, неточное обозначение некоторых предметов или действий, смешение близких по смыслу понятий, упрощённые слова, что характерно для детей раннего возраста.
Предложения в основном просты и неполны.
Дидактические игры и упражнения грамматического содержания - важное средство для стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.
В младшем дошкольном возрасте ведущее место занимают совместные с взрослым игры:
сюжетно-отобразительные,
подвижные,
музыкальные,
пластические упражнения,
игры-драматизации (импровизации, инсценировки, кукольный театр, элементы драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепки, аппликации).
Разумеется, эти формы работы не теряют своего значения и в дальнейшем. Их широкий общеразвивающий эффект рождает в детях положительные эмоции, стимулирует игровую и речевую активность. Тем самым создаются естественные условия для спонтанного возникновения языковых игр, заимствований из произведений фольклора и художественной литературы.
Самостоятельное сочинение коротких историй-фантазий характерно уже для трёхлеток. Спонтанное усвоение языка и формы речи взрослых, окружающих детей, носит творческий характер. Заимствование готовых образцов речи у младших дошкольников отсроченный характер; подражание развивается на основе языковых обобщений, речетворчества.
Аграмматизмы (инновации) в детской речи - естественное явление. Они имеют свою динамику возникновения и изживания. Возникают аграмматизмы в результате сложной организации развивающегося детского сознания по обобщению и анализу фактов воспринимаемой и собственной речи, активной ориентировочной поисковой деятельности, игры со словом.
Всё это приводит к освоению ребёнком грамматического строя языка и формированию способности к произвольному использованию в речи грамматических средств.