Елена Соколова
Консультация для родителей детей с нарушениями речи
▼ Скачать
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников
В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения. Сначала ребенок «коверкает» слова, искажает, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более и более уточняется, постепенно приближается к норме. В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П. Из них ребенок составляет первые слова: папа, мама, баба. Несколько позднее усваиваются другие артикуляторно простые звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й. Этими звуками ребенок овладевает в период от года до трех лет. Более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч) появляются лишь в возрасте от 3 до 5 лет. До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми по артикуляции звуками. Самые артикуляторно сложные звуки (Р, Л) появляются у большинства детей в период от 5 до 6 лет. Из всего вышеперечисленного следует, что становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам. Сама по себе «задержка» в сроках становления звукопроизношения говорит о наличии у ребенка речевой патологии. Ведущую роль в овладении ребенком правильным звукопроизношением играет слух: он как бы «ведет» за собой артикулирование звука, которое постепенно все более уточняется. Различение всех звуков речи на слух доступно ребенку уже с 2 лет, что позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3-4 годам ребенок уже улавливает на слух различие между собственным неправильным произнесением звука и произнесением его взрослыми людьми. Именно, это и заставляет его «подтягивать» свое произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослых. Отсюда следует, что ребенку очень важно слышать правильную речь окружающих. Именно правильная речь взрослых способствует нормальному речевому развитию детей.
Публикация «Консультация для родителей детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Выделяют несколько причин нарушения звукопроизношения :
1. Общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции.
2. Недостаточная степень развития фонематического слуха (восприятия звука). При этом у ребёнка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков (отличие одного звука от другого, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например: звонких и глухих согласных, мягких и твёрдых, свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения задерживается.
3. Неправильное воспитание речи в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребёнка, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.
4. По подражанию. Вредным для ребёнка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых ещё не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искажённому звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная или слишком торопливая речь.
5. Двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.
6. Педагогическая запущенность. Иногда взрослые совсем не обращают внимания на звукопроизношение ребёнка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец чёткого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребёнка не подвергается необходимому воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.
7. Дефекты речевого аппарата: укороченная уздечка языка, неправильный прикус, неправильное строение нёба (узкое, слишком высокое, плоское нёбо).
Нарушения звукопроизношения в речи ребё нка могут проявляться по-разному: 1. Отсутствие звука: ампа (лампа, акета (ракета).
2. Искажение звука. Звук заменяется отсутствующим в фонетической системе русского языка звуком: например, вместо нормативного[ р] произносится «горловой» или «боковой» [р]; вместо нормативного[с] - межзубный [с].
3. Замена одного звука другим, более простым по артикуляции: шуба-суба, ракета-лакета и т. д.
Нормативный возраст для формирования правильного звукопроизношения – от 4 до 5 лет. Если к пяти годам у ребёнка наблюдаются нарушения звукопроизношения, необходимо обратиться за помощью к логопеду, так как недостатки устной речи в дошкольном возрасте могут повлечь за собой нарушения чтения и письма в школе.
Что необходимо знать родителям при контроле за выполнением задания ребёнком дома?
Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед.
Выдаётся тетрадь воспитателями во вторник и четверг в вечерние часы;
Тетрадь – это документ, который проверяет вышестоящая организация;
Необходимо содержать тетрадь в порядке;
Не рекомендуется выполнять задания перед сном и вовремя болезни ребёнка;
Все задания прочитываются ребёнку вслух взрослым. Ребёнок выполняет задания устно, а взрослый вписывает его ответы в тетрадь ручкой;
Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует цветными карандашами, выполняет штриховку простым карандашом, но обязательно под присмотром взрослого. Тогда тетрадь будет выглядеть аккуратно и красиво. Это один из моментов педагогического и коррекционного воздействия;
Тетрадь с выполненными индивидуальными заданиями в аккуратном состоянии ребёнок приносит в группу в среду и в понедельник;
Контроль за выполнением домашних заданий позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между учителем-логопедом, воспитателем, родителями.
Общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к школе,
выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений;
воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности;
На протяжении всего учебного года учитель-логопед и воспитатели консультируют родителей по выполнению домашнего задания: показывают индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отмечают его успехи.
Подчеркнут особенности прохождения коррекционного процесса, обратят внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения, подскажут на что обратить внимание при выполнении домашнего задания.
Рекомендации родителям при выполнении домашнего задания с детьми.
Не превращайте выполнение ребёнком домашних заданий в орудие пытки.
Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнейшую перспективу.
Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное задание.
Хвалите ребёнка, радуйтесь его результатам.
Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом действительно нуждается.
Не выполняйте задание за ребёнка, лучше пусть он вообще его не сделает, чем сделаете его вы.
Консультируйтесь с логопедом и воспитателем, если ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.