Лауер Ирина Анатольевна
Консультация для родителей детей раннего возраста «Влияние речевой среды на формирование и развитие детской речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - одна из наиболее сложных высших психических функций человека.
Как говорил Лев Семенович Выготский: «Речь является не только средством и формой общения, но и орудием мышления и средством организации, регуляции психических процессов человека».
Существует множество факторов, влияющих на формирование и развитие речи ребенка.
Самые основные:
• Физиологическое развитие ребенка;
• Наследственность;
• Речевая среда.
Публикация «Консультация для родителей детей раннего возраста „Влияние речевой среды на формирование и развитие детской речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Речевую среду создает ближайшее окружение ребенка. Чаще всего это ближайшие родственники (родители) и педагоги детского сада и школы.
Речевая среда может быть благоприятной и неблагоприятной.
Что негативно влияет на развитие речи ребенка?
• Отсутствие речи, общения
• Неправильная речь взрослых
• Злоупотребление гаджетами, просмотром телевизора
• Билингвизм (двуязычие)
• Неблагополучная психоэмоциональная обстановка в окружении ребенка
Что положительно влияет на формирование и развитие речи?
• Общение с ребенком
• Правильная, грамотная, выразительная речь взрослых
• Чтение и рассказывание сказок, стихотворений
• Благоприятный психологический климат в окружении ребенка
Развитие ребенка в целом, и развитие речи в частности, наиболее благополучно происходит в семьях, в которых стабильный эмоциональный климат, теплые взаимоотношения, любовь, поддержка и уважение.
Таким образом, полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без создания благоприятной речевой среды.
Рекомендуемый перечень речевых игр дома
В возрасте 2-3 лет ребёнок совершает первые попытки соединить несколько слов и построить предложение. Он ещё не чувствует, что слова состоят из отдельных звуков, поэтому речевые игры в этот период направлены на придание смысла тем словам, которые у него уже есть в речи и которые он часто слышит от взрослых.
В качестве материала для игр рекомендуется использовать игрушки, фигурки, кукольную посуды и мебель. Картинки подойдут для более старшего возраста.
1. Угадай игрушку
Вам понадобятся: мягкие игрушки, изображающие животных.
Взрослый ставит перед ребёнком 3-4 игрушки, затем начинает рассказывать об одной из них: «Эта игрушка серая, с коротким хвостиком и большими ушками. В лапках у неё кусочек сыра. Покажи, где она». Ребёнок должен найти загаданную игрушку и правильно её назвать. Затем взрослый задает вопросы об игрушке: «Какая она? Какой у неё хвостик? Что она держит в лапках?» и т. д.
2. Кто как говорит
Вам понадобятся: игрушки или фигурки животных.
Взрослый поочередно ставит перед ребёнком игрушку или фигурку животного, просит назвать его и вспомнить, как это животное подаёт голос (кошка — мяу-мяу, собака — гав-гав и т. д.).
3. А у тебя?
Вам понадобятся: игрушки, изображающие животных.
Взрослый берёт себе одну игрушку, например, медведя, а ребёнку даёт другую, отличающуюся по внешним признакам, например, лису. И выстраивает с малышом диалог:
— У меня мишка. А у тебя?
— Лиса.
— У мишки шубка коричневая. А у лисы?
— Рыжая.
— У мишки хвостик маленький. А у лисы?
— Большой.
И т. д.
4. Задуй свечу
Это упражнение необходимо для тренировки правильного речевого дыхания и выработки воздушной струи. Его можно делать, начиная с трёх лет.
Взрослый ставит перед малышом ладошку и говорит, что это свеча, которую нужно задуть, но для этого нужно сложить губы трубочкой и аккуратно дуть, чтобы огонь от свечи не стал причиной пожара.
Ребёнок начинает дуть, а взрослый при этом медленно складывает ладонь в кулак. Всё, свеча погасла.